Главная >  Заметки 

 

Прямая линия со смазчиками сборной команды России


Иван Бездомный (jon_duo@mail.ru) , 19-06-2006 01:41

 

Итак, представляем вашему вниманию прямую линию со смазчиками сборной команды России по лыжным гонкам. Помимо Юрия Фролина, выбранного вами июньским собеседником www.biathloner.ru, на некоторые вопросы читателей также согласились ответить Виктор Чуркин и Виктор Смирнов. Благодарим всю сервис-группу за содействие и терпение, проявленное во время интервью.

 

Ю.Ф.: Для меня вопрос «парафинить или нет» вообще не стоит. В ранней юности я имел печальный опыт не запарафинить на лето единственную пару беговых лыж... В результате пластик высох, и никакая циклёвка не помогла этим лыжам вернуть первозданный вид. В дальнейшем я таких ошибок не допускал и вам тоже советую не рисковать.

 

- Здравствуйте, Юрий. Раз уж я первый, кто хочет у вас спросить что-либо, то легкий вопрос для разминки. Хотя, несмотря на свою простоту, он в конце каждой зимы встает ребром на форуме =)! Нужно ли парафинить лыжи на лето? Это обязательно или добровольно/по желанию?

 

Ю.Ф.: Поверхность стала ворсистая. Обработка циклей не придавала желаемого эффекта. Обработка парафином также не могла ничего изменить. Лыжи потеряли свою универсальность и работали только на определённый снег и погоду.

 

- Что значит «пластик высох»? Вы можете рассказать подробнее?

 

Ю.Ф.: С целью сохранения пластика, я не вижу разницы, каким парафином обрабатывать лыжи на лето. Но всё-таки для бОльшего «полезного» эффекта я считаю, что лучше использовать парафин, содержащий фтор, чтобы за счёт диффузии молекул пластик насыщался фтором всё это время. Ведь не просто так некоторые производители выпускают лыжи с пластиком Cera F.

 

- Если да, то для чего и чем лучше? Базовыми, графитовыми или фтористыми парафинами?

 

Ю.Ф.: Я считаю, что достаточно один раз по окончании сезона хорошим слоем оплавить скользящую поверхность. Что касается вашего предположения о топовых лыжах, то это неправда. Топовые лыжи ни чем не отличаются пластиком от серийных. Главная причина того, что пластик на них, возможно, более чёрный и гладкий – это то, что основную часть их использования лыжи находятся в парафине. Мы работаем с инвентарём очень много, ухаживаем за ним, поэтому он и становится «топовым» (улыбается).
***

 

- Надо ли в течении лета/осени их перепарафинивать? Будет ли от этого толк пластику или это будет просто плавление денег? Мое мнение - современным топовым пластиковым лыжам это ни к чему. Я прав? =)

 

Много вопросов, по порядку:
- Есть ли принципиальные различия между смазкой горных лыж и беговых (на конек, естественно)?

 

Айрат Хадыев (ekoprom@yandex.ru) , 19-06-2006 08:05

 

Ю.Ф.: Я не специалист в области горных лыж, поэтому не могу сказать, чем наша беговая смазка отличается от горнолыжной.

 

В.С.: Есть, и они продиктованы различными условиями, при которых используются лыжи и проводятся соревнования.

 

- Какие НИИ и учреждения ведут исследования в РФ в направлении разработки парафинов и мазей? Какие отношения ФЛГР и ними?

 

В.Ч.: Принципиальных различий нет. Только в горных лыжах имеется своя линия парафинов, и порошками горнолыжники пользуются редко - больше ускорителями.

 

В.С.: Все разработки и производство ведутся частными предпринимателями, которые вкладывают в это свои деньги и время.

 

Ю.Ф.: Когда наступили тяжёлые времена, и люди начали считать деньги, то государство отказалось от финансирования и более важных проектов в стране... В данный момент в области разработки мазей никакие исследования со стороны государства не ведутся. Этим занимаются энтузиасты своего дела. Соответственно, если на государственном уровне нет никакой программы, то и отношений с ФЛГР тоже никаких нет.

 

В.С.: Всё зависит от их энтузиазма (улыбается).

 

- Что принципиально нового может появиться в ближайшие 10-15 лет в этом направлении? Лично ваши прогнозы?

 

Что касается прогнозов и тенденций в ближайшие годы, то уже очень скоро появятся новые смазки, сделанные по NANO-технологии. Это должно изменить и процесс обработки лыж. Чепалов А.М. привлёк к работе в сборной команде Зайцева Юру - это "Кулибин" лыжных технологий. Его детище - ультразвуковой утюг – возможно, даст новое направление в обработке лыж.

 

В.Ч.: Здесь можно говорить много. В России ведётся большая работа по разработке и опробованию (откатке) новых мазей, порошков, эмульсий и методик их нанесения на лыжи. Только это не НИИ и госучреждения, а частные небольшие фирмы, производящие лыжные смазки. Если конкретно, то это такие фирмы, как ФЕСТА, УКТУС, VORTEX, ZET, 9 ЭЛЕМЕНТ, ДИАЛАН. К сезону набираются десятки образцов, которые мы откатываем. Среди них попадаются очень достойные варианты, и мы ежегодно приобретаем их у отечественных производителей. Мы имеем в своём арсенале наши мази, порошки, эмульсии... Применяем их при определённых погодных условиях, и не редко имеем при этом преимущество. Кроме сборной команды, производителями ведётся работа и на местах, по внедрению нового, расширению старого ассортимента. Чепалов Анатолий Михайлович и его небольшая сервис-группа также много работают с отечественными смазками. Контрактов у ФЛГР с отечественными лыжными фирмами нет, но работать с ними никто не запрещает. Из НИИ в этом сезоне пыталось работать с нами ВИСТИ, предлагали отдать нам лыжи на бомбардировку атомами в реакторе, но предыдущая практика положительных результатов не имела, поэтому мы отказались.

 

Ю.Ф.: Исключения бывают в любом правиле. Достаточно высокие профессионалы, к коим я себя пока не отношу, бывает, не попадают в мазь, а люди, располагающие 1-2 вариантами на данные погодные условия, подбирают вариант, который оказывается лучше. То есть, от безысходности они оказываются в более выгодном положении.

 

- Бывают ли случаи, когда "дилетанты от смазки" или сами лыжники лучше "попадают" в мазь? Или случайности исключены?

 

В.С.: Также считаю, что случайности исключены. За любым таким случаем стоит хоть какой-то, но опыт.

 

В.Ч.: А на мой взгляд, всё-таки это маловероятно. Дилетанты и спортсмены не имеют возможности качественного тестирования смазок перед соревнованиями - попасть точно в вариант практически невозможно, хотя теоретически...

 

В.Ч.: Речь идёт о солярке? На международных соревнованиях она запрещена экологами, и к тому же стоит на подготовленных лыжах проехать по солярке, как вся смазка растворяется.

 

- Расскажите про керосин.

 

- А ещё применяется как ускоритель в лыжных гонках…

 

Ю.Ф.: Керосин – это углеводородное соединение, продукт перегонки тяжёлых нефтепродуктов. Формулу, к сожалению, привести не могу – с органической химией я не в ладах (смеётся). Применяется как топливо и как растворитель…

 

- Как вы оцените "соперничество" запада и наших в этом деле. Ваш рейтинг (по странам) "продвинутости" в этих делах.

 

Ю.Ф.: (улыбается) Да, применяется и в лыжных гонках. Но, скорее всего, вы имеете в виду не керосин, а именно солярку. Она официально запрещена на соревнованиях. В своей недолгой практике на должности смазчика сборной я ни разу солярку не применял. Когда ещё сам выступал на соревнованиях и когда она ещё не была запрещена правилами, иногда её использовал, и это давало очень большую прибавку в скорости. Правда, со своими недостатками: после приблизительно 500-700 метров лыжи вставали колом, и необходимо было заново их смазывать. В наши дни спортсменов, применяющих солярку для улучшения скольжения, дисквалифицируют, если я не ошибаюсь, по пункту «оказание помощи на дистанции», а по существующим правила любая помощь запрещена.

 

В.Ч.: Сравнение западных лыжных больших фирм и наших «фирмочек» не в нашу пользу. Но есть наши смазки, не уступающие и даже превосходящие импорт, поэтому всё чаще иностранные сервисмены подходят и просят посодействовать в приобретении продукции отечественных производителей.

 

В.С.: Россия далеко не на первом месте. Впереди Норвегия, Италия, Германия, Финляндия…

 

- Например…

 

Ю.Ф.: Мы отстаём, потому что, как уже здесь прозвучало, у нас нет ни одного специализированного НИИ. Но это не значит, что в России нет своих производителей. Продукцию отечественных партнёров мы часто используем на самых крупных соревнованиях.

 

- Даже на Олимпиаде вы использовали продукцию отечественных производителей?

 

Ю.Ф.: В этом году мы использовали эмульсии и порошки ФЭСТА, мази и эмульсии УКТУС, порошки и эмульсии ВОРТЕКС. Некоторые из перечисленных не уступали, а порой и превосходили в определённых погодных условиях свои зарубежные аналоги. Например, в Мурманске на Празднике Севера мы тестировали «9 элемент», и он обыграл Swix Cera.

 

- Бывают ли разногласия между вами и лыжниками, предъявляют ли к вам претензии? (В вопросах смазки).

 

Ю.Ф.: Да, а что в этом необычного? В том числе и в Турине. Ни для кого также не секрет, что в женской эстафете в Оберстдорфе лыжи спортсменкам готовили УКТУСом. А уж кирово-чепецкие эмульсии мы используем вообще на всех международных стартах, и если они работают, то готовим ими гоночные пары.

 

В.Ч.: Конечно, претензии у спортсменов бывают на некачественно подготовленные лыжи, но мы стараемся, чтобы это было как можно реже.

 

В.С.: Бывают, но редко. Не более 2-3 раз за сезон.

 

- Как вы считаете, могут ли настать времена, когда появится орган, аналогичный ВАДА, только контролирующий вопросы применения ультратехнологичных методов смазки? Или это из области фантастики?

 

Ю.Ф.: Когда действительно бывают промахи, хотя они бывают очень редко, нам не обязательно предъявлять претензии, потому что мы сами признаём свои ошибки и объясняем причины.

 

Ю.Ф.: Прогресс не остановить, поэтому разработки передовых технологий как велись, так и будут вестись дальше. Применятся будут всегда лучшие смазки, потому что борьба сегодня ведётся за десятые доли секунды. Пока такая жёсткая конкуренция будет существовать, определение сильнейших будет вестись не только среди спортсменов, но и среди производителей инвентаря, смазки, экипировки и др…

 

В.Ч.: Это из области фантастики.

 

- Какие марки лыж более капризны, а какие более универсальны к смазке, и с какими лыжами вы любите больше работать?

 

В.С.: На мой взгляд, такие времена не наступят, потому что спорт - это целая индустрия, работающая на результат, где цена - победа.

 

В.С.: Я люблю работать с Fischer и с Atomic

 

Ю.Ф.: Наверное, всё зависит от нанесённой на эти лыжи смазки. Это в большей степени будет являться лимитирующим фактором, нежели фирма-производитель. А работать мне нравится с лыжами Madshus, потому что они поступают с фабрики с идеально ровной красивой структурой и качественным пластиком по всей скользящей поверхности.

 

Ю.Ф.: «Старым» парафин у нас не может быть по определению, потому что он у нас на лыжах долго не лежит... Наверное, имеется в виду парафин, на котором провели одну тренировку или пробежали гонку. Тогда его достаточно убрать металлической щёткой. Затем уже «почистить» лыжи. А мазь снимается традиционным способом – смывкой. Из смывок мне больше всего нравится Swix, потому что она медленнее испаряется, а следовательно лучше снимает мазь. Другие смывки очень быстро высыхают и уже после того, как несколько раз провёл по колодке, тряпка становится сухой. К тому же смывки Swix меньше сушат скользящую поверхность лыжи, чем аналоги других производителей.

 

- Скажите, пожалуйста, каким составом и в какой последовательности снимаете старые парафин и мазь.

 

Ю.Ф.: В моей жизни был всего один Вассалоппет, поэтому опыта в этом плане у меня пока ещё нет. Относительно неплохие варианты смазки, с которыми мы вышли с Андреем Нутрихиным на старт в Швеции, были выбраны, исходя из прошедшей накануне женской гонки, а также тестирования накануне соревнований. Что касается количества слоёв мази, то это определяется состоянием лыжни. Если лыжня жёсткая, то не обойтись и без грунта. А вообще сверхмарафонская дистанция сильно не отличается в подготовке лыж от обычной короткой гонки.
***

 

- В общих чертах расскажите, пожалуйста, основные принципы подготовки лыж на сверхмарафоны: Вассалоппет, например. Здесь ведь и классика, и 90 км, тут ведь принцип "толще и гуще" не совсем работает?

 

Традиционные для форума вопросы:
- Как часто в сборной применяют циклевку? Какие цикли используют? Бегают ли на «голых» лыжах?

 

Михаил Зарицкий (Zaritsky@rambler.ru) , 19-06-2006 10:46

 

Ю.Ф.: За проведённый мною один сезон в качестве смазчика сборной страны также не было ни одного случая, когда спортсмены выходили на гонку на «голых» лыжах. Имеется в виду сразу после циклёвки. И вообще случаи циклёвки лыж у нас в команде единичные, потому что на всех парах лежит определённая структура. Мы прибегаем к циклёвке только в том случае, если спортсмен сам изъявил желание.

 

В.Ч.: На «голых» лыжах в сборной команде не бегают. Цикли применяем, но редко. Спортсмены имеют одну пару процикленных лыж (конёк и классика) для очень сильного мороза. Цикли, имеющиеся в распоряжении, сделаны из специальной стали заточки г.Екатеринбурга.

 

- Вы не считаете, что за сезон структура может устареть? Или лыжи сразу выбрасываются в таком случае?

 

В.С.: Вместо циклёвки мы наносим необходимый штайшлиф. Проводимые тесты "голых" лыж, по сравнению с приготовленными, не впечатляют... Соответственно, их в практике не используем.

 

- Прямо поверх старой? Без циклёвки?

 

Ю.Ф.: Если в течение сезона какая-то конкретная пара лыж достаточно востребована, и спортсмен выступает на ней в нескольких гонках, то структура на неё наносится, как минимум, два раза за зиму.

 

- На нашем сайте очень долго велось обсуждение темы «циклить или парафинить?»… Главный вопрос заключался в том, имеет ли смысл бежать гонку на свежепроциклинных лыжах без насыщения парафином и нанесения на них мазей скольжения. Как вы считаете? Может быть, это действительно даст прибавку в скорости, когда трасса, например, очень грязная?

 

Ю.Ф.: Если я правильно понимаю процедуру нанесения штайншлифа, то сначала по лыже проходят специальным камнем, снимающим с неё старую структуру, и только потом уже наносят заказанный рисунок штайншлифа. Отсюда следует, что циклить лыжи не обязательно. В этом году мы опробовали много машин, установленных на различных фабриках. Спортсмены уже сделали свой выбор в пользу определённого производителя. Могу сказать, что хороший штайншлиф делают в Италии в Предаццо.

 

- Так всё-таки давайте определимся, стоит или не стоит… А то в сборной на «голых» лыжах никто не бегает, а ваш друг, тем не менее, всех на них обкатывал…

 

Ю.Ф.: Однажды мой друг бежал гонку на абсолютно «голых» свежепроцикленных лыжах, и они ехали на порядок лучше, чем у остальных. Трасса, кстати, была чистая (улыбается).

 

v. s. (vlad2k@pochtamt.ru) , 19-06-2006 10:56

 

Ю.Ф.: И вновь я акцентирую внимание на том, что в каждом правиле есть исключения. Если есть возможность приготовить на гонку несколько пар лыж, одну из которых просто проциклить и оставить незапарафиненной, то это самый лучший вариант. Потом при «откатке» будет возможность выбора… Так как я сам в своей практике ни разу не пытался выступать на «голых» лыжах, то порекомендовать циклить лыжи пред гонкой я не могу.
***

 

Ю.Ф.: С завода лыжи выходят с универсальной структурой, но не всегда эта структура является подходящей, поэтому все варианты могут подойти. Всё зависит от потребностей. Можно нанести структуру по рекомендации на удачной машине. Можно проциклить и наносить по погодным условиям накатку. Ведь нанесение штайншлифа – это всё-таки дорогое удовольствие… А можно нанести структуру и всё равно наносить потом накатку. Одно другому не мешает.

 

Здравствуйте, Юрий! Скажите, пожалуйста, что лучше после покупки лыж:
Пользоваться готовым, уже нанесенным промышленным способом штайншлифом;
Нанести штайншлиф самому в каком-нибудь сервисном центре (и если можно, скажите где?);
Не использовать штайншлифт, наносить структуру накатками?

 

Максим Чуриков (korolev@eleron.ru) , 19-06-2006 11:32

 

В.С.: Заводская структура - не лучший вариант. Лучше нанести штайшлиф на среднестатистическую для данного региона погоду, если в наличии одна пара.
***

 

Ю.Ф.: Рассказав о методике подготовки лыж, я, наверное, не открою ни для кого Америки, потому что всё делается традиционными способами. Так как нам лыжи достаются достаточно «чистыми», то особой необходимости в том, чтобы их «промывать» много раз нет. Это лыжи либо с откатки, которые проехали пару сотен метров, либо с гонки, которая проходила по хорошо подготовленной трассе. Даже после гонки двух раз вполне достаточно, чтобы вычистить всю грязь из пор. Производители штайншлифов рекомендуют давать парафину остывать, чтобы не нарушать структуру лыж, подверженную деформации в нагретом состоянии острой пластмассовой циклей.

 

- Уважаемый Юрий, расскажите, если можно, подробно, пошагово о процессе подготовки коньковых лыж.
Чистка: сколько раз, даете ли остыть, какие щетки используете?
Основной парафин
Самое интересное о порошках: как сыпете, как ведете утюг (по всей «скользячке» или сбоку от желобка), с какой скоростью (то, как рекомендуют производители, т.е. за несколько секунд проходить всю лыжу, не дает "звездный" результат), как проводите финишную обработку?
Понимаю, что тонкостей много, но м.б., как практик, вы поделитесь с любителями?

 

Ю.Ф.: Это бессмысленно, потому что при плавлении парафина он, так или иначе, попадает в поры скользящей поверхности. Излишки удаляются щётками. Некоторое исключение составляют жёсткие морозные парафины. А если есть вероятность повредить штайншлиф, то лучше уж подождать некоторое время, пока парафин остынет.

 

- А ведь говорят, что именно при чистке рекомендуется снимать парафин горячим?..

 

- А какие щётки используются?

 

В.С.: На словах подготовку лыж не объяснить. Процесс хоть и несложен, но и не так прост. Порошка хватает на 4-5 пар. Температуру плавления производитель указывает на упаковке, и желательно её соблюдать и не перегревать лыжу.

 

- Лично я чищу лыжи всегда тёплым дешёвым парафином, который не жалко… Он легче наносится, чем морозный, а также это не сильно бьёт по карману. Это неправильно?

 

Ю.Ф.: Для более тщательного удаления парафина при «чистке» используется щётка с тонкометаллической щетиной. Если необходимо оставить гоночный парафин в порах, то нужно использовать нейлоновую щётку. Я придерживаюсь той точки зрения, что чистящий парафин не должен отличаться по погоде от базового, поэтому советовал бы даже чистить лыжи перед соревнованиями парафином из того же температурного диапазона, что и гоночный.

 

- Ну, и самое интересное… Порошки…

 

Ю.Ф.: Если гонка будет проходить в мороз, то это может пойти в ущерб результату, даже несмотря на то, что вы всё вычистите железной щёткой и сверху закроете лыжу более холодным парафином. Это моё личное мнение.

 

В. Белов (v.belov@nnov.intercolor.ru) , 19-06-2006 11:45

 

Ю.Ф.: Сколько сыпать?.. Производители рекомендуют 30-граммовую упаковку рассыпать на 3-4 пары лыж, но фактически её хватает на Примерно из этого расчёта и сыпем. Я стараюсь оплавить порошок одним движением утюга, так как существует вероятность сжечь скользящую поверхность. Утюг при этом должен быть достаточно горячим. Но иногда при этом действительно не достигается «звёздный» эффект. Если следовать последним рекомендациям производителей, то порошок можно полностью не расплавлять. Его можно оставить в таком состоянии.
***

 

Ю.Ф.: Профессионально тренироваться времени уже не остаётся…

 

- Привет Юра! У самого-то время остается потренироваться? Собираешься ли еще погонять для души? :-)

 

Ю.Ф.: (улыбается) На дистанциях 50 километров и выше «терпёжки» у меня пока ещё хватает…

 

…- Но это не мешает вам попадать в десятку сильнейших на крупнейшем марафоне Праздника Севера…

 

Ю.Ф.: В принципе, с конца октября до начала первых этапов Кубка мира я всегда успевал проводить по одной тренировке в день. График работы был довольно свободный, поэтому было время на физическую подготовку. Когда идут соревнования, то за редким исключением удаётся потренироваться 1-2 раза в неделю, как говорится, «для души», а в остальном, сказывается то, что я всё время на лыжах… Пробую, откатываю, выбираю лучшую смазку… Это ведь тоже какая-никакая нагрузка.
***

 

- Кстати, в начале сезона на контрольной тренировке в Рамзау вы пробежали в одно время с Максимом Булгаковым и проиграли будущему олимпийскому чемпиону, победителю контрольной, Евгению Дементьеву, меньше минуты на 12 километрах… Результат, прямо скажем, для смазчика сборной более чем хороший. Как часто вы тогда тренировались?

 

Скорее всего, не нашего ума дело, но вопрос задам В.Смирнову… Озвучьте, пожалуйста, цифры в деньгах, которые фигурируют в вопросах подготовки лыж:
- Сколько выделяется у нас и у "них" от бюджета или нет такого понятия?

 

Айрат Хадыев (ekoprom@yandex.ru) , 19-06-2006 15:52

 

- Какая сумма в рублях необходима средней руки лыжнику, чтобы иметь «джентельменский» набор для подготовки лыж?

 

В.С.: Не знаю, как "у них", а у нас на смазку уходит 25-30 тысяч евро, из которых больше половины SWIX, START, MAPLUS предоставляют по контрактным обязательствам. Остальное у них и у других производителей приобретается за "живые" деньги.

 

- В ходу ли как раньше, "фарца" между лыжниками, сервисменами из разных стран?

 

В.С.: Всё зависит от финансового достатка и уровня амбиций. От 6 до 30 тысяч рублей.

 

- Вообще, практикуется ли раскрытие секретов между группами сервисменов или это тайна за семью печатями, или это вопрос "полноты налитого стакана?

 

В.С.: На лыжне соревнуются не только спортсмены и их сервис - группы, но и производители лыж, лыжных смазок. Они, как и спортсмены, тоже пытаются определить лучшего.

 

Модест Соловьев (smodest@yandex.ru) , 19-06-2006 16:07

 

В.С.: Как и во многих видах деятельности существует профессиональная тайна.
***

 

Ю.Ф.: Как мы уже говорили, банки порошка хватает, в среднем, на 4-5 пар лыж.
***

 

- Сколько порошка вы расходуете на подготовку одной пары лыж для гонки.

 

- Насколько широко применяются накатки для подготовки лыж на уровне сборной?

 

Александр Вертышев (avertyshev@mail.ru) , 19-06-2006 16:37

 

- Насколько эффективна обработка накатками, по вашему мнению? Проводились ли тесты лыж для выявления влияния именно накаток?

 

Ю.Ф.: Мы очень часто используем накатки при подготовке лыж. Это накатки производства Юрия Зайцева. В народе их ещё называют «владимирскими». Я считаю, что это одни из лучших накаток не только в стране, но и в мире.

 

- Какие структуры, наносимые накатками, лучше всего работают? Накатки каких производителей вы предпочитаете?

 

Ю.Ф.: На крупных соревнованиях, прежде чем нанести накатку на лыжу, мы всегда проводим её тестирование. Если накатка даёт прибавку, то мы уже наносим её на гоночные лыжи. Накатка может подойти как для влажного крупнозернистого, так и для холодного мелкозернистого снега.

 

KL l (Artaban@vpost.ru) , 19-06-2006 16:46

 

Ю.Ф.: Всё зависит от погоды. А что касается производителей, то ещё раз отмечу, что накатки Юрия Зайцева – самые лучшие.
***

 

Ю.Ф.: Если руководство FIS решит, что это привлечёт людей на лыжные стадионы, то ни моё, ни ваше мнение их не остановит (улыбается). С одной стороны, это, конечно, привнесёт нечто новое в лыжные гонки, но с другой стороны, это дополнительная головная боль как для спортсмена, так и для смазчиков. Смазчикам это точно жизнь не облегчит! Думаю, что и спортсменам аналогично… потому что не все спортсмены бывают психологически устойчивыми… Начнут «дёргаться» - менять или не менять… В результате получится борьба тактик и нервов, а не сил. К тому же не факт, что смена лыж даст преимущество в скольжении. Дело в том, что окончательный вариант смазки мы наносим только после того, как ребята сами попробуют инвентарь. Они самостоятельно выбирают, какая им смазка нравится, а какая – нет. У каждого гонщика свои предпочтения: если говорить о «классике», то кто-то любит, чтобы лыжи хорошо держали, а кто-то, наоборот, чтобы лучше скользили… Подготовить лыжи без участия спортсменов очень проблематично.
***

 

- Добрый день. Как вы относитесь к идее разрешить смену лыж в ходе гонки во время "пит-стопа"? Облегчит ли это жизнь смазчиков? Сделает ли результат более справедливым для гонщика (не "попал в мазь" - можно поменять лыжи)?

 

- Постольку поскольку большинство вопросов и так касаются профессиональной деятельности смазчиков, позволю себе спросить, а как, собственно, вообще люди попадают в бригаду сервисменов сборной страны? Знаю лично двоих из них, и даже делили одну комнату на сборах не раз. Что это – призвание? Возможность работать в любимом виде спорта после карьеры гонщика? Теплое, хорошо оплачиваемое местечко, куда можно попасть только по знакомству или просто так судьба повернулась?

 

Юрий М. (miouri@mail.ru) , 19-06-2006 17:36

 

- Это как?

 

Ю.Ф.: Просто так судьба повернулась. Нужно оказаться в нужное время в нужном месте.

 

Алёська ... (alenka-trubina@rumbler.ru) , 19-06-2006 19:27

 

Ю.Ф.: Мне работать в сборной команде предложил лично Юрий Викторович Бородавко по окончании сезона на чемпионате России в Сыктывкаре. Чем он руководствовался, я думаю, лучше спросить у него самого. Поэтому я и говорю, что нужно оказаться вовремя там, где надо (улыбается). Человек, проведший более 20 лет в лыжном спорте, не так легко может расстаться со своим любимым делом. Возможность провести ещё несколько лет в спорте и заниматься тем, чем ты умеешь, да и плюс ко всему, чего скрывать, «тёпленькое», хорошо оплачиваемое место – всё это в сумме заставляет задуматься, когда тебе делают такое предложение.
***

 

Ю.Ф.: В бытность спортсменом у меня не было возможности сравнивать варианты, а, работая смазчиком, я также пока ни разу не бывал на лыжных трассах Коми. Мне проще сказать, что работает в Италии, потому что мы очень много времени там провели, но думаю, что это никому не нужно.

 

- Какая смазка лучше работает в Коми? И если нет большого выбора, то чем лучше пользоваться?

 

В.С.: START, SWIX, RODE.
***

 

В.Ч.: В Сыктывкаре я готовил лыжи много раз, но не заметил преимущества какой-нибудь одной конкретной фирмы. Всё зависит от погодных условий. В Коми большая часть зимы – морозы, поэтому лучше для скольжения брать парафины и присыпки START и мази RODE.

 

- Можно узнать, как сборная получает смазку: покупает в обычных магазинах или получает от официальных представителей компаний, производящих лыжную смазку? Уместно ли здесь, что для сборных из "спеццеха", а для всех других из того, что "не очень получилось".

 

Илья Колпаков (Bjorn86@mail.ru) , 20-06-2006 00:11

 

- Есть ли такое, что для своих получше, а для других что-нибудь не очень? Этот вопрос касается и лыж, и смазки. Если такое есть, то как часто сталкиваетесь?

 

В.Ч.: Вся западная смазка обычная, серийная... Получаем (с кем есть контракты) или покупаем у представителей фирм на этапах Кубка мира или у российских представителей. Русскую смазку заказываем с учётом своих пожеланий, у производителей. Никаких спецзаказов и номерных мазей запад нам не даёт (исключение - MAPLUS и русские смазки).

 

- Если не секрет, то можно поинтересоваться, есть ли у нашей сборной какие-нибудь собственные наработки в области смазок, выделяются ли на эти исследования средства?

 

В.С.: Сборная получает смазку напрямую от производителей. Естественно, все новинки сначала попадают к нам, а уж потом - на прилавки магазинов. Не исключаю, что самое передовое сначала попадает к "своим", а потом к другим TOP командам.

 

В.Ч.: Свои наработки у нас есть и по мазям, и по порошкам, и особенно по эмульсиям. Пытаемся варить эмульсию по погоде, непосредственно перед гонкой (спринт).

 

Ю.Ф.: Средства на исследования не выделяются, поэтому каждый производитель финансирует себя самостоятельно.

 

В.Ч.: В применении смазок держания ничего нового не появилось.

 

-Появились ли какие-нибудь концептуально новые способы наложения смазок держания за последнее время?

 

Ю.Ф.: Swix не раз подчёркивал, что в его парафинах содержание фтора выше, чем у конкурентов. Соответственно, в высокофтористом Swix фтора больше, чем в высокофтористом Rex, но это не даёт прибавки в скорости… А в низкофтористом Rex фтора меньше, чем в низкофтористом Swix, и это также не сказывается на скольжении в лучшую сторону. Если среди высокофтористых парафинов этих двух производителей лучше едет Rex, а среди низкофтористых – Swix, то это говорит о том, что при относительно среднем содержании фтора смазка работает лучше. То есть, слишком большое или, наоборот, слишком маленькое содержание фтора – не самый подходящий вариант. Лучше использовать или Rex HF, или Swix LF, которые находятся как бы по середине по шкале содержания фтора.

 

- Может, немножко глуповатый вопрос, но тем не менее… Часто к соревнованиям готовлю несколько пар лыж, в основном, использую линейки SWIX и REX, другие меньше (разве только мазь RODE, TOKO) и откатываю их, так вот всегда получается один результат (речь здесь идёт о парафинах) HF REX всегда лучше, чем HF SWIX. Когда использую LF, то получается наоборот. Причём эта зависимость соблюдается при всём диапазоне температур и вот уже несколько лет. Как можно объяснить это: качество смазок, такой микроклимат, так звёзды сошлись, попалась плохая партия смазок (хотя такое наименее вероятно, т.к. покупал много раз и в разное время или)?..

 

- Ну, и напоследок. Готовят ли лыжи сами спортсмены или это только дело специалистов?

 

В.Ч.: Совет по вопросу о парафинах SWIX и REX - больше обратить внимание на тест порошков, которые будут положены на один из этих парафинов. Если большой разницы между парафинами нет, под порошком это не существенно, так как работает именно верхний слой – то есть, порошок, а, вот, если он подобран не правильно, то не спасёт уже никакой парафин.

 

malex (malex001@mail.ru) , 20-06-2006 11:20

 

Ю.Ф.: На гонки – никогда. На тренировках такая практика существует, но в этом году мы баловали спортсменов, поэтому сводили к минимуму их работу над лыжами.
***

 

В.Ч.: Контракты у нас есть со SWIX, START , MAPLUS. Соответственно, есть и рекламные обязательства перед ними, но хвалить или ругать никто никого не запрещает.

 

- Связаны ли вы какими-то контрактными обязательствами с производителями смазок? Ну, например, SWIX запрещает вам ругать SWIX, а ТоKo запрещает хвалить HOLMENKOL. Если да, то какие фирмы и что именно нельзя? (ясно, почему этот вопрос стоит первым :)

 

- Какие производители используете наиболее часто?

 

В.С.: Контракты с перечисленными фирмами действительно «лояльные»: работает смазка - используешь, не работает – не используешь.

 

Ю.Ф.: Мы используем весь спектр производителей. Действительно, вариантов очень много и стараемся, чтобы ничего без внимания не оставалось. Есть производители, которые себя зарекомендовали на конкретном снегу в каком-то конкретном месте, тогда им отдаётся приоритетное значение, но это не значит, что остальные варианты не используются.

 

В.С.: Наиболее часто к выше перечисленным используем Rode, Vauhti, Holmenkol.

 

- (дополнение к вопросу 2 от v.s) Какую структуру для мосрегиона в качестве универсальной посоветуете?

 

В.Ч.: В принципе, зимы бывают разные: один год больше используем одни смазки, другой год - другие. В прошедшем сезоне чаще бежали на порошках HOLMENKOL, MAPLUS, STAR, SWIX.

 

- Любимые варианты смазок для мосрегиона.

 

Ю.Ф.: Универсальная структура – это значит «никакая»! Больше ничего не могу сказать…

 

В.Ч.: Варианты для мосрегиона? Неблагодарное это дело! Даже в одном месте одинаковых погодных условий не бывает, как не бывает и одинаковых вариантов смазки (бывают похожие), поэтому конкретно порекомендовать ничего не могу.

 

В.С.: Любимый вариант смазки - это не любимое блюдо, которое долгое время может оставаться одним и тем же. Любимый вариант – значит, лучший вариант, а он иногда и не повторяется.

 

Ю.Ф.: Всё-таки больше мы действуем от себя. Разницы в производителях при подготовке лыж для меня нет. Главное, чтобы была прибавка к скольжению.

 

- Действуете ли вы строго по "методичке" Свикса/Токо/Vauhti/Rex-a? Если нет, то какие именно попытки инноваций и отступления от правил?

 

В.С.: Как можно действовать по методичке, если в процессе приготовления одной пары лыж может использоваться смазка различных производителей? По какой из них?

 

В.Ч.: Методичками не пользуемся - это для начинающих. Методика обработки лыж - традиционная, кстати, широко используем щётки с тонким металлом.

 

В.С.: Безфторовые мази используются на малую влажность, сухой снег. Используем Rode и Swix.

 

- Как часто и в каких условиях используете безфторовые мази держания? Какие?..

 

lena_ m (78ru@mail.ru) , 20-06-2006 11:38

 

В.Ч.: Безфторовые мази используем часто, особенно на высоте в горах, где низкая влажность. Лучше идут старые мази из натуральных материалов.
***

 

Ю.Ф.: Отвечаю только за себя (улыбается). В этом году я ввиду отсутствия в команде второго тренера выполняю его роль. Соответственно, участвую во всех учебно-тренировочных сборах и при этом тренируюсь, поскольку это полезно и для здоровья, и для предстоящей работы на снегу.

 

- Что делают сервисмены с мая по сентябрь? Находятся в долгосрочном оплачиваемом отпуске, :)) дома, с семьей или сборная как-то задействует вас вне сезона?

 

- Расскажите, пожалуйста, насколько вредит здоровью химия, используемая для подготовки лыж? Есть ли какие-либо средства защиты от паров кроме респираторов? Молоко за вредность дают? :))

 

В.С.: Этим летом я помогаю Алексею Алексеевичу Прокуророву воплощать в жизнь его тренерские задумки.

 

В.С.: Кроме респираторов - ничего, а от молока не отказался бы (улыбается).
***

 

Ю.Ф.: Лыжная химия достаточно вредна. Были случаи, когда люди, проработавшие с лыжами не один год и пренебрегавшие защитой, зарабатывали себе астму. У нас есть достаточно качественная защита, и мы её постоянно используем. Это вентилируемый респиратор Briko – очень полезная вещь. Воздух берётся из-за спины и подаётся по шлангу так, что даже лицо обдувает… Соответственно, вредные испарение не попадают в дыхательные пути.

 

- Дополню вопрос malexа. Какие мази (порошки) лучше катят на подмосковном снегу? Особенно свежем? Особенно в мороз? (имеется в виду конек).

 

Александр Коробков (kaa@latec.ru) , 20-06-2006 12:36

 

Сергей Мешков (meshline@mail.ru) , 20-06-2006 14:22

 

В.Ч.: Попробуйте отечественные порошки: ФЭСТА -3-23 на мороз, VORTEX +4-2 (белый) на свежий снег около 0 градусов. Удачно применяли их в Москве.
***

 

В.С.: Подбор лыж для спортсменов - это дело производителей лыж, тем более что они имеют для этого все возможности.

 

- Виктор, Юрий, добрый день! Расскажите, пожалуйста, как происходит тестирование новых партий лыж? Кто его проводит: сервисмены или сами спортсмены? Под тестированием имеется в виду промер жесткости, построение эпюры и т.д.?

 

В.Ч.: Спортсмены получают индивидуальные лыжи с фабрики, то есть лыжи подобранные под рост, вес, отталкиванаие гонщика. Лыжи, в которых учтены даже личные пожелания спортсмена. На каждой лыже указана жёсткость носка, колодки, пятки, в целом пары.

 

Ю.Ф.: Лыжи к нам приходят с фабрики уже тестированные, подобранные под росто-весовые характеристики конкретного спортсмена, поэтому необходимости в тестировании никогда не возникает.

 

В.Ч.: В первую очередь, устанавливаются крепления, затем лыжи насыщаются парафинами и порошками (3 варианта насыщения), и только тогда спортсмены откатывают лыжи, сравнивая их с гоночными парами прошедших сезонов. Если новые лыжи не хотят ехать, они или меняются у «фирмача» на другую пару или на них наносится другой штайншлиф, и они снова тестируются.

 

- Делается ли это до установки креплений (например, чтобы можно было сразу отбраковать и вернуть "некондицию") или крепления сразу устанавливают на все полученные лыжи?

 

- Есть ли в сборной соответствующее оборудование, позволяющее еще до использования лыж на снегу предсказать их поведение в реальных снежных условиях?

 

Ю.Ф.: С появлением системы NIS это можно сделать в любое время.

 

- Расскажите вкратце о конструктивных особенностях лыж различных фирм. В частности, на форуме сайта www.biathloner.ru одно время шла бурная дискуссия о том, что лыжи MADSHUS сильно проигрывают конкурентам по прочности ввиду особенностей материалов клина. Говорилось, что тяжелому спортсмену их достаточно легко продавить, наехав на ямку или кочку. Как вы можете это прокомментировать?

 

В.Ч.: Обязательно все лыжи откатываются спортсменами на снегу. Лучшее оборудование - это откатка!

 

Владимир (vladsh@bk.ru) , 20-06-2006 16:39

 

Ю.Ф.: Раньше такие случаи имели место быть. Спортсмены с достаточно большой массой тела продавливали лыжи MADSHUS. Но это, правда, относится не только к MADSHUS, но и к остальным брендам. Неаккуратное отношение к лыжам не различает фирм-производителей… Сейчас MADSHUS выпускает новые лыжи с двойной жёсткостью. В основном, продавливание лыж MADSHUS происходило из-за перегревания конструкции лыжи. Конструктивные особенности инвентаря этой марки заключались в том, что он очень чувствителен к перегреву. В основном, перегрев происходил в задней части колодки, где чаще всего проводится утюг при подготовке. Так как клин, из которого сделан MADHSUS, целиком синтетический, он более чувствителен к высоким температурам и подвержен деформации. Повторюсь, что сейчас эта проблема уже устранена, насколько мне известно.
***

 

Ю.Ф.: Штайншлиф для того и наносится, чтобы он был... Если лыжи приходят с завода со структурой, то не имеет смысла их циклить. В противном случае о прибавке в скорости говорить не приходится…

 

- Лыжи, пришедшие с завода, с штайншлифом, циклят дополнительно, перед тем, как использовать? Если да, то какой наблюдается выигрыш циклеванных лыж от нециклеванных?

 

Ю.Ф.: Повторюсь, что лыжи спортсменам приходят уже подобранные. Даже если бы такой практики не было, то никакой флекстестер не поможет, если лыжи не держат. Любой спортсмен намажет такую колодку, которая будет обеспечивать уверенное держание, несмотря на показания всяких приборов. Он сделает слой или длиннее, или толще.

 

- Вопрос пересекается с вопросом Сергея Мешкова, но более конкретный: как сборникам подбираются лыжи по жесткости, классические и коньковые? К примеру, какие измерения по флекстестеру должны быть и в каких точках относительно ЦТ? Я понимаю, что это зависит от модели лыж, гонщика, трассы и погоды, но можно привести несколько типичных примеров? Дело в том, что у лыжников-любителей, насколько я понимаю, до сих пор нет единого мнения, какая жесткость оптимальна, особенно что касается классических лыж.

 

Ю.Ф.: В зависимости от влажности и структуры снега такие случаи возможны. При более высокой влажности на жёсткой лыжне иногда мажутся более тёплыми мазями.
***

 

- Среди лыжников-любителей существует мнение, что колодку классических лыж нужно мазать мазью, нижняя граница диапазона которой выше текущей температуры на несколько градусов, то есть, текущая температура вообще не попадает в диапазон мази. А как у профессионалов?

 

Мой первый вопрос – это вопрос любителя, возможно, он кому-то покажется смешным, ну и пусть, но дайте на него ответ пожалуйста.
- Мне на мои классические лыжи нанесли структуру для достаточно теплой погоды, и на лыжах, естественно, осталась эта структура (лыжи Fischer RSC classic plus). До этого на них была заводская структура… Как мне теперь убрать эту структуру, обязательно ли циклить?

 

Орехов Дмитрий (nuts-fersi@rambler.ru) , 20-06-2006 19:35

 

- Во время олимпийских игр комментаторы на телевидении говорили о какой-то чудо-машине для обработки лыж в нашей биатлонной команде. Так вот, собственно, в чем чудо-то? А использовали эту машину наши лыжники?

 

Ю.Ф.: Естественно, по науке, лыжи для «воды» должны быть отдельными и, соответственно, не должно возникать таких проблем. Если же пара лыж является единственной, то мой совет нанести мелкий или средний, то есть минусовой, штайншлиф на лыжи и при более тёплой погоде наносить поверх него неглубоко накатку - тогда структура при прогреве утюгом через 1-2 раза исчезает.

 

В.С.: Лыжники эту чудо-машину не использовали и вообще в глаза не видели.

 

Ю.Ф.: Это я точно также могу спросить у комментаторов… Не могу сказать, что они имели в виду.

 

- Две трассы: одна в сосновом бору, другая в березовой роще. Какие будут принципиальные отличия в подготовке лыж? Что посоветуете для каждой трассы?

 

В.Ч.: Наверное, речь идёт о машине для нанесения структур на лыжи. Такая машина бала установлена в автобусе, который стоял в стартовом городке биатлонистов. Установка эта не наша а «фирмачей». Возможно, наши биатлонисты и пользовались ей. «Изюминка» в том, что в день гонки откатывались структуры, лучшая в данных погодных условиях наносилась на гоночные лыжи, потом уже на структуру - смазка. Несколько пар лыж мы отправили, нам сделали структуры, которые работали у биатлонистов, но у нас они, к сожалению, не "сработали»… Погода часто менялась, да и соревновались мы в другом месте…

 

В.Ч.: Здесь я не соглашусь. Думаю, что микроклимат в сосновом бору и берёзовой роще разный - значит и варианты смазки также должны быть различные… Возможно, в сосновом бору будет помягче, повлажнее и потеплее - значит и смазка будет сдвинута в более тёплый сектор... Конкретно варианты в середине лета не актуальны! (улыбается).

 

Ю.Ф.: Отличие этих двух трасс – только в грязи по весне. Поэтому не вижу разницы в подготовке. В разгар сезона тем более... Знаю, что летом в сосновом лесу немного суше, чем в берёзовым, а зимой… хм… не могу сказать.

 

Ю.Ф.: Вопрос, конечно, непростой… Могу ответить только общими словами: необходимо придумать что-то такое, чтобы интрига в гонке сохранялась с самого старта и до последнего метра дистанции. Как это сделать?.. Тот, кто придумает, как это сделать, будет богатым человеком (смеётся).

 

- Вопрос, который уже поднимался на форуме, но теперь
хочется узнать ваше мнение. Что необходимо сделать для того, чтобы трансляции лыжных гонок собирали миллионные аудитории, и чтобы лыжные гонки начали больше показывать по телевидению?

 

- Спортсмену страна за победу на ОИ платит деньги, дарит машины. А что сервисной группе? А делятся ли с вами спортсмены?

 

В.С.: Помочь может пропаганда спорта вообще и лыжного - в частности.

 

В.Ч.: Сервисной группе бывают премии. И со спортсменами хорошие отношения!

 

Ю.Ф.: Делятся.

 

Ю.Ф.: Вот, не поверите… все! Один чистит, другой порошит, третий снимает, четвёртый ещё что-то делает… в общем, очень сложно определить, кто внёс решающую лепту. Никто, на мой взгляд, не может ударить себя в грудь и сказать: «Я приготовил лыжи олимпийскому чемпиону!».

 

- А кто, кстати, лыжи Дементьеву готовил на «золотом» дуатлоне?

 

Ю.Ф.: Я успел встать на последний спуск, где Евгений ещё был четвёртым, а потом побежал на финишную прямую. Сзади было сложно определить, кто выиграл, потому что разница заключалась в каких-то там 2-3 метрах, но судя по тому, как начал кричать в рацию Раменский, мы поняли, что победа за нами! Если бы Женя финишировал вторым-третьим, то, думаю, мы бы хоть что-нибудь разобрали из слов Геннадия Михайловича… а так… ничего было не понятно (улыбается).

 

- А где вы, Юрий, были, когда Евгений пересёк первым финишную черту? Что творилось в штабе нашей сборной?

 

Ю.Ф.: Если честно, я к Жениной победе спокойно отнёсся. Не было особой эйфории. Да, я был очень горд, но не меньше, чем, допустим, на этапах Кубка мира. Намного сильнее задевало поражение… Вот, когда Василию не хватило 4 секунды до медали в классической гонке… и я его потом увидел в нашей кабинке чуть ли не плачущим… вот тогда кошки на душе стали так скрести, что просто нет сил! Мучили мысли: «А всё ли я сделал правильно?»…

 

- Что чувствовали?

 

Ю.Ф.: Как я уже говорил, на соревнованиях такого не бывает. В обязанности спортсменов входит показывать результат, а подготовкой лыж занимаются специально подготовленные люди. Что касается «продвинутости» наших ребят, то я не видел ни разу, как они готовят лыжи, поэтому сказать не могу.

 

- Кто из наших лыжников-гонщиков (гонщиц) самый «продвинутый» в области подготовки лыж? Бывает ли так, что спортсмен сам готовит себе лыжи, не обращаясь к сервисной группе (имеются в виду крупные соревнования)? Если можно, приведите примеры.

 

- Сколько лыж необходимо для «счастья»?

 

В.Ч.: Все спортсмены мужского состава прекрасно работают с лыжами!

 

В.С.: Может быть, достаточно и одной... но той, на которой становятся олимпийским чемпионом! (улыбается).

 

Ю.Ф.: С точки зрения сервисмена, чем меньше – тем лучше (смеётся). Больше всего в этом плане мне понравилось работать с Андреем Нутрихиным на этапе Кубка мира в Швеции, на гонке Вассалоппет. Он попросил подготовить меня только одну пару лыж. Мало того, на мой вопрос, не попробовать ли мне протестировать мазь перед гонкой, Андрей ответил, что не надо. Мы намазались тем, чем мазались девчонки за день до этого и поехали… и это на 90 километров! (улыбается). А вообще у каждого разные представления о счастье… Я со своей стороны могу сказать, что хороших лыж много не бывает!

 

В.Ч.: Думаю, различны исходные материалы: и фтор разный и парафин разный, и процент содержания фтора в смазках… различна также и методика их производства. Вот, почему на этикетке температура порой одинакова, а смазка работает по-разному?.. В следующий раз температура такая же, но снег другой и эти смазки могут поменяться местами. Нет плохих смазок. Есть только правильно и неправильно подобранные…

 

- Какие принципиальные отличия существуют между различными производителями: SWIX, STRAT, ToKo, BRICO, REX и т.д.

 

В.Ч.: Подмазывать лыжников на трассе запрещено правилами, за это снимают с соревнований.

 

- Приходится ли подмазывать лыжников прямо на трассе? Часто ли это бывает и в каких условиях? Если можно, то приведите примеры.

 

- Применение силиконовых смазок, купленных в хозяйственном магазине, для обработки лыж на гонки в теплую погоду… Что вы думаете по этому поводу?

 

В.С.: Ни разу не приходилось.

 

- Лыжи с насечкой: нужны ли они, или все-таки смазка?

 

В.Ч.: Силиконовыми смазками мы давно уже не пользуемся - это вчерашний день.

 

В.С.: Хороший вариант смазки всегда будет лучше.
__________________________________________________________
Вопросы лично Юрию Фролину
- Что вы всегда берете с собой, выходя из дома?

 

В.Ч.: Сейчас используют лыжи с поднятым ворсом под колодкой (свежий снег и температура около 0 градусов). В сборной у каждого есть по такой паре лыж. Это классические лыжи, "концы" которых готовятся как обычно, а колодка - по специальной методике.

 

- Какую книгу вы прочитали последней?

 

Ю.Ф.: Голову.

 

- Когда вы последний раз напивались?

 

Ю.Ф.: «Волшебник Изумрудного города»... Дочке читал на ночь (улыбается). А если серьёзно, то увлёкся детективами Акунина.

 

- Ну, наврите… :)

 

Ю.Ф.: (смеётся) Если отвечать правду, то это личное… А наврать можно всё, что угодно.

 

- Какой цветок растет у Вас на окне.

 

Ю.Ф.: На Новый год.

 

- Ваша любимая песня.

 

Ю.Ф.: У меня на окне ничего не растёт, потому что за цветами надо ухаживать, а с моими разъездами выживет только кактус.

 

Марина Фирсова (marina_firsova@mail.ru) , 20-06-2006 21:20

 

Ю.Ф.: По состоянию души. Любимой песней будет та, которая соответствует этому состоянию.
__________________________________________________________

 

Ю.Ф.: На лыжах бегают спортсмены. Мы ничего не берём :). Мы готовим то, что нам на гонку дают ребята, но, насколько я понимаю, лыжи не различаются по ростовке для спринта и для обычных гонок.
***

 

- Приветик, Юрик. Как жизнь молодая? Хочу спросить для спринта вы берете лыжи короче обычных или нет ни какой разницы?

 

- Сколько примерно километров «остается за плечами» сервисмена в процессе подготовки лыж в дни проведения крупных соревнований?

 

Сергей Коновалов (single_l@inbox.ru) , 20-06-2006 21:54

 

В.С.: 15-20 километров.

 

Ю.Ф.: На Олимпийских Играх в Турине мне приходилось в дни гонок на лыжах стоять до 4 часов, и за это время я преодолевал приблизительно 20-25 километров.

 

Ю.Ф.: В основном, да. Пару раз, может быть, приходилось проехать небольшой круг или небольшое расстояние туда - обратно, чтобы лучше прочувствовать скольжение и «раскатать» смазку.

 

- И всё это на откаточной горке?

 

Ю.Ф.: Помимо работы зимой свободного времени практически не остаётся. Много занимают переезды, разбивка и сворачивание сервис-кабинки, ну и тренировки по возможности…

 

- Расскажите, чем живет сервис-группа в «снежное» время года помимо своей основной работы?

 

- Есть ли у вас секреты подготовки лыж (классика/конек) на сильный (более -20 градусов) мороз? Не могли бы вы их чуть-чуть приоткрыть?

 

В.С.: Работа нелегкая, поэтому свободное время уходит на отдых.

 

Александр Бахарев (bacharev60@mail.ru) , 21-06-2006 23:23

 

В.Ч.: Несколько рекомендаций подготовки лыж на сильный мороз:
- лыжи должны иметь очень мелкую (морозную) структуру или быть проциклены;
- промыты морозным парафином (ни в коем случае не мягким);
- под основной парафин закладывается жёсткий графит, хорошо вычищенный металлической щёткой;
- основной жёсткий парафин тоже вычистить тонкой металлической щёткой;
- фторпорошки по морозу не работают, но стоит попробовать синтетические присыпки, отвердители, порошки Фэста -3-23(они низкофтористые и способ нанесения не обычный)
- остывшие лыжи на морозе можно пройти ещё раз без нажима металлической щёткой.
***

 

Ю.Ф.: Я не помню, что было написано в том номере «Л.С.», поэтому не могу сравнить свой ответ с тем, что было написано в журнале. Во-первых, ровная и красивая структура, без ворса, получается при качественном нанесении штайншлифа. Во-вторых, как я уже говорил, лыжи должны всегда хранится в парафине и должны быть обработаны достаточное количество раз парафином, чтобы этот ворс удалить. Ведь он обязательно образуется даже при идеальном нанесении штайншлифа.

 

- Юрий, каким образом готовят новые лыжи сборникам? Они явно отличаются четким рисунком нанесенной структуры, черным насыщенным цветом, без намеков на ворс, явно лучше скользят. Поделитесь секретом, если можете, только не надо рассказывать о процессе описанном в 33 номере "ЛС". Можно неоднократно повторять процесс подготовки, но желаемой СП лыж не добьешься.

 

Ю.Ф.: Нет, такое не практикуется.
***

 

- Другой вопрос: возможно ли нанесение порошка на чистую СП? Если да, то в каких случаях?

 

- Здравствуйте, Юрий! Мой вопрос: как наиболее успешно можно подготовить лыжи к спринтерской гонке (конёк)? Какие средства (и в какую погоду) более целесообразно наносить? Приведите пример подготовки лыж к спринтерской гонке от начала и до конца.

 

Дмитрий К (master_D_A_K@mail.ru) , 22-06-2006 01:21

 

Алексей Жилин (a_z@mail15.com) , 22-06-2006 10:26

 

Ю.Ф.: Подготовка лыж к спринтерской гонке ничем не отличается от подготовки лыж к любой другой гонке. Сначала «чистка», потом нанесение базового парафина, нанесение порошка, и, наконец, финишный слой. Он как раз, наверное, и будет являться единственным отличием «спринтерской» смазки от какой-либо другой. Просто обычно на нём не выпускают спортсменов на длинные гонки ввиду того, что он не «сработает» на всю дистанцию. Это эмульсии, ускорители, которые довольно быстро стираются.
***

 

В.Ч.: Нефтористые простые мази, твёрдые и клистеры мы используем чаще, чем фтористые и на тренировках, и на соревнованиях.

 

- Используете ли в каких-то условиях, для тренировок, смазки неверхних линеек - может быть, клистеры, жидкие смазки скольжения?

 

В.Ч.: Лично мне skigo racing не нравится, потому что, как правило, они дают держание, но ухудшают скольжение (бывают исключения).

 

- Ваше мнение о гоночных мазях держания на сверхширокий температурный диапазон (например, skigo racing)?

 

В.Ч.: Используем на мороз смоляной Уктус на -15-30 градусов, на скольжение.

 

- Используются ли смолянистые мази держания на соревновательном уровне?

 

В.Ч.: Мази Токо мы не применяем, потому что бытует мнение, что они «закатываются» и перестают держать после 6-7 километра. Я сам «попадал» на этом несколько раз. Разное количество фтора - да какая разница?.. Лишь бы мази были хорошие.
***

 

- О фторе в топовых мазях держания - у разных фирм содержание его разное, ТОКО вообще игнорирует. Ваше мнение по этому поводу?

 

- Вопрос к Юре. Нет ли у вас задумок на будущее издать свои наработки? Передать, так сказать, свой опыт массам. Пусть не в полном объеме, а только основополагающее (думаю, это многих бы заинтересовало). Или передадите свой опыт только избранным?

 

Василий Чижов (wasski@mail.ru) , 23-06-2006 00:07

 

Владимир Федоров (fff63@mail.ru) , 20-06-2006 11:10

 

Ю.Ф.: Это полное издевательство надо мной (смеётся).
***

 

В.С.: Различные фирмы-производители проводят семинары, в которых мне не раз приходилось принимать участие и из которых всегда можно почерпнуть что-нибудь важное и нужное. Используем опыт коллег по ремеслу.

 

Ряд вопросов Виктору Смирнову:
- Любой профессионал всегда стремится к совершенствованию своего мастерства или умения. Как это происходит у людей Вашей профессии?

 

В.С.: Очень часто приходится общаться с коллегами из команд бывшего советского пространства. Также не обходим свом вниманием представителей и сервис - группы производителей лыжных смазок.
***

 

- Происходит ли у вас общение с коллегами из других команд? Если да, то о чём идёт речь? Понятно, что тайнами с ними не делитесь и с просьбами «одолжить баночку «свикса» или «щепотку порошка» не обращаетесь…

 

- Если не составляет секрета, огласите пару-другую вариантов смазки от на тяжелые условия: сильный мороз с "переметёнкой", дождь со снежной "кашей", успешно использованные в практике вами.

 

Игорь (ig-p@yandex.ru) , 23-06-2006 11:15

 

В.С.: Лично я на мороз бы посоветовал Start -9-20, а на «воду» - Swix FC80.

 

В.Ч.: Про подготовку лыж на мороз я уже отвечал. А в дождь со снежной "кашей" попробуйте лыжи с поднятым ворсом. Игорь, не обижайся, но лучше в середине октября напиши мне на e-mail, обсудим все варианты (адрес спроси у Андрея Ариха).

 

Ю.Ф.: Я не писатель. Я - читатель. И свой опыт я передам только читателям www.biathloner.ru... Сейчас, а также, возможно, и в будущих публикациях на этом сайте (улыбается).
***

 

- Еще пожелание. Огромная армия лыжников были бы очень признательны Вам, если бы Вы сочли возможным написать книгу о своём видении процесса выбора и подготовки лыж. Есть ли такие мысли в перспективе? Был бы рад Вам помочь!

 

Здравствуйте Юрий у меня такие вопросы:
- Зачем надо грунтовать лыжи, если убрать неровности можно с помощью цикли и фибертекса?

 

Никита Кузин (nekit2203@rambler.ru) , 24-06-2006 14:41

 

- Что лучше использовать в качестве держащей мази при плюсе - клистеры или полутвёрдые мази в баночках?

 

Ю.Ф.: А грунтуют лыжи не для того, чтобы убрать неровности. Грунтовка обеспечивает надёжное сцепление базового, более дешёвого, парафина с основным, то есть «гоночным».

 

- Для чего используют синтетическую и для чего используют натуральную пробки?

 

Ю.Ф.: «Плюс» бывает разный… Полградуса или пять… Смазка будет сильно отличаться. Часто бывает и так, что «срабатывает» смешение твёрдой и жидкой мазей.

 

- Вы какие предпочитаете пробки и щётки обычные или роторные? (в чём их отличие)?

 

Ю.Ф.: Синтетическую – только для мази, а натуральную можно использовать для всего, чего угодно. В основном, натуральные пробки используют для растирания ускорителя.

 

- И ещё вопрос: как становятся смазчиками? Поступают в вуз или ещё куда-нибудь? Все смазчики - бывшие лыжники или нет?

 

Ю.Ф.: Мы в команде работаем обычными щётками. Работа роторными щётками у нас не практикуется. Ручная работа больше ценится (улыбается). А если серьёзно, то я однажды попытался подготовить лыжи роторными щётками, но Юрий Викторович сделал мне замечание. Руками всё-таки лучше чувствуешь лыжу и усилие, с которым ты нажимаешь на неё. Также можно контролировать количество раз, которое ты провёл щёткой по скользящей поверхности. В общем, очевидно, что руками работа выполняется более аккуратно

 

Vasilii Rochev (vasilrochev@mail.ru) , 26-06-2006 22:38

 

Ю.Ф.: К сожалению, пока ВУЗов таких никто не придумал, хотя в любом деле нужно быть специалистом, если хочешь, конечно, достичь высокого уровня. На сегодняшний день такие специалисты вырастают только из бывших лыжников, которые сами прошли нелёгкую школу и всё испытали на собственной шкуре.
***

 

В.С.: Чаще - резкая перемена погоды и при этом нехватка рабочих рук.

 

День добрый, уважаемые господа сервисмены. Мои вопросы:
- В чём причина промахов в смазке?

 

В.Ч.: Причины промахов в смазке, на мой взгляд, заключатся в следующем:
- нехватка рабочих рук сервисменов. Типичный пример: оттестировали смазки, бросились готовить лыжи, в это время погода меняется, к старту варианты «нерабочие». Когда смазчиков двое, то нет возможности кому-то отправиться на дистанцию и катать до самого старта лыжи с вариантами. Надо готовить их! А в это время, ближе к старту, хорошо бы оттестировать и структуры…
- наши автобусы. Мне бы хотелось взять с собой ещё смазок и оборудования и того, что остаётся дома, но куда это затолкать, если автобус набит под завязку?..
- нежелание некоторых спортсменов отдавать лыжи на переделку сервисменам между забагеми. Своим сервисменам нужно верить!
- непериодическое обновление штайншлифа на лыжах. Необходимо вести работу совместно с сервисменами, делать шлиф у разных мастеров, чтобы иметь больше вариантов, вести записи удачных вариантов смазка/шлиф и обязательно держать их «в уме».

 

Ю.Ф.: Главная причина промахов - человеческий фактор. Как говорится, "дрогнула рука", "вылетело из головы" и т.д. А опыт - дело наживное…

 

- Кто в команде принимает окончательное решение по смазке лыж спортсменов перед стартом?

 

А вообще сервисмены - тоже люди и имеют право на ошибку. На мой взгляд, этих ошибок бывает не так уж и много.

 

В.Ч.: Окончательное решение по смазке, как правило, принимается коллегиально, во главе со старшим тренером Бородавко Ю.В. В основе решения лежит тестирование.

 

Ю.Ф.: Решение об окончательном варианте смазки лежит на ком большая степень ответственности.

 

В.Ч.: Сейчас в команде есть любая смазка, какую мы захотим, и в любом количестве. Если чего-то не хватает, то мы берём у «фирмачей». Никогда ещё не готовили лыжи, «чем придётся»!

 

- Приходится ли вам испытывать нехватку "сортов" смазки и готовить лыжи "чем придётся"?

 

- Как вы можете сравнить свой труд с трудом тренеров и с трудом спортсменов? Ваше дело тяжелее или нет?

 

В.С.: В этом сезоне точно не приходилось испытывать такие неудобства.

 

В.С.: Каждый должен внести свой вклад в результат, и тогда он будет на высочайшем уровне.

 

Ю.Ф.: Любую работу для успешного результата надо выполнять с полной самоотдачей каждому на своем месте, а это всегда и всем тяжело.

 

- Вы считаете, что ваш труд достаточно оценён нашими работодателями и спонсорами?

 

В.Ч.: Каждый должен делать своё дело, тянуть свой воз… Лучше, если хорошо. У каждого свои трудности, не должно быть никаких противопоставлений, а должна быть помощь друг другу. Делаем-то общее дело!

 

В.Ч.: С этого года мы получаем достойную зарплату - грех жаловаться!

 

Ю.Ф.: Главное, чтобы наш труд ценили спортсмены. А мы делаем всё, чтобы эта оценка всегда оставалась на высоком уровне. Ваши поражения - наши поражения, независимо от их причины.

 

 

Прямая линия читателей www.biathloner.ru с Еленой Вайцеховской. Россияне потребуют провести тщательный анализ первой гонки. В смешанной эстафете сборная России на пятом месте. Обзор прессы ,биатлон, за 18 февраля. Владимир Логинов Я сторонник того, чтобы мы имели мобильные, активные, спорящие, работающие и федерацию, и актив ,новый президент ФЛГР отвечает на вопросы читателей сайта www.biathloner.ru,.

 

Главная >  Заметки 

0.0244
 
Яндекс.Метрика