Главная >  Заметки 

 

Александр Грушин Я обращаюсь к российским предпринимателям быть может, кто-то согласится помочь нам переломить отношение в стране к двоеборью?


Слово за слово, выяснилось, что дела у Грушина, действительно, не сахар. Так на свет появилось это интервью, по тону своему абсолютно отличающееся от того, которое он дал biathloner.ru чуть больше двадцати дней назад.

 

Совсем недавно, 19 марта, на нашем сайте было опубликовано интервью с заслуженным тренером СССР, главным тренером сборной России по двоеборью Александром Алексеевичем Грушиным. Из текста интервью можно было сделать вывод о том, что после прихода Грушина к руководству командой в сборной наметился прогресс, некоторым образом увеличилось финансирование, и, в общем, всё вроде бы в полном порядке. Но… Повстречавшись на днях с Грушиным и задав дежурный вопрос «Как дела?», услышал вдруг неожиданное «Да как сажа бела…».

 

- Да замучался деньги добывать. И главное – что бы ни сделал, куда бы ни пришёл, всё без толку, ничего не могу добиться. Хочется, чтобы к Ванкуверу наша команда смогла не скажу, что бороться за медали, но, во всяком случае, оказать противодействие, конкуренцию спортсменам лидирующих стран. В общем зачёте, я считаю, в Ванкувере мы должны быть в шестерке, в то время как сейчас мы занимаем там десятое место. И нужно уже думать, смотреть дальше: за Ванкувером-2010 – Сочи-2014.

 

- А что так, Александр Алексеевич? Что вас не устраивает?

 

Хочу сказать честно, Росспорт на сегодняшний день выполнил свои обязательства перед нами на 100 процентов, но положение по-прежнему абсолютно плачевное. Есть очень много статей расходов, которые Росспорт покрыть не может: обеспечение транспортом, смазкой, широким выбором инвентаря, доплаты и премии тренерам, врачам, массажистам, биохимикам, сервисменам... Во всех других федерациях эти вопросы традиционно решаются за счёт спонсоров.

 

Надо очень многое изменить. Изменить организационную структуру, но самое главное – изменить финансовую, базовую систему, которая сейчас существует в двоеборье. Вкратце могу сказать, что на сегодняшний день вся наша подготовка опирается только на бюджетную основу, на то, что даёт нам Росспорт. Росспорт удовлетворяет от 30 до 40 процентов тех потребностей, которые у нас есть на данном этапе. Естественно, такое финансирование не позволяет нам решать практически никакие вопросы материального обеспечения сборной. Федерация прыжков с трамплина и двоеборья находится сейчас в таком состоянии, что ни одного рубля на проведение учебно-тренировочной работы или на приобретение какого-то необходимого нам инвентаря она выделить не может. Поэтому говорить, прогнозировать какие-то положительные изменения в двоеборье, опираясь на нынешнее финансовое положение, я думаю, практически невозможно.

 

- Александр Алексеевич, но ведь двоеборье – медальный вид, на Олимпиаде разыгрывается три комплекта наград. У России впереди – Сочи-2014, руководителями государства поставлены весьма амбициозные задачи – выиграть эти Игры в общекомандном зачёте. Для этого на нужды спорта уже выделяются колоссальные деньги, а будет выделяться ещё больше. В чём дело, почему не удаётся убедить Росспорт в необходимости дополнительных финансовых вложений в данный вид спорта? Неужели Росспорт поставил крест на этом виде? Тогда зачем было привлекать к этой работе Грушина? Пусть бы всё оставалось так, как оно есть – крутились бы себе российские двоеборцы на 60-х – 80-х местах на минимальном финансировании. Я что-то не очень понимаю позицию Росспорта в этой ситуации…

 

Я понимаю, что небюджетных средств нет по многим причинам. Прежде всего потому, что те спортивные результаты, которые мы сейчас имеем в двоеборье, находятся вне поля зрения всех людей, интересующихся спортом вообще, и этим видом спорта в частности. То есть спонсорской поддержки у нас абсолютно никакой нет. Все те поиски спонсоров, которые ведёт федерация, дают нулевой результат. И в этой ситуации я хочу сказать, что если на наши призывы не откликнутся какие-то российские предприятия или заинтересованные в развитии этого вида спорта люди, мы не сможем ликвидировать тот дефицит, то отставание, что отделяют нас от лидирующих в этой области стран. То есть добиться каких-то позитивных сдвигов нам будет очень и очень сложно.

 

- А на что именно вам не хватает денег?

 

- Нет, Росспорт сейчас много занимается вопросом Сочи-2014, разрабатываются какие-то программы, совершенно точно когда-то будут предприниматься усилия для того, чтобы переломить ситуацию, но всё это пока вопросы очень и очень отдалённого будущего. Ждать, когда произойдут все эти сдвиги, у нас просто нет времени.

 

Наши спортивные результаты находятся вне поля зрения фирм, которые обслуживают и двигают данный вид спорта. Естественно, того, что мы получаем в мизерном количестве от производителей, не хватает для того, чтобы обеспечивать нормальные результаты. Не хватает ни по количеству, ни по качеству. У нас всего пять человек, которым компания «Fischer» в порядке какой-то весьма отдалённой, туманной перспективы оказывает помощь и даёт по две пары лыж. Единственная смазочная фирма «Start», которая обращает сейчас на нас внимание (и за это ей тоже, как и фирме «Fischer», огромное спасибо), выделила нам смазку на абсолютно символическую сумму в одну тысячу евро. Но «Start» выделила, а остальные нас вообще не замечают! Поймите меня правильно – с таким количеством смазочных материалов сделать что-то толковое просто невозможно. При наличии и прыжковой, и беговой части - это просто слёзы.

 

- Это вид спорта, который, например, требует наличия у команды собственного транспорта. Нам на команду нужно как минимум два микроавтобуса для того, чтобы мы могли передвигаться от одного места соревнований к другому. Но мы не имеем не то что двух – ни одного. У нас бывает, что трамплины отдалены друг от друга на значительное расстояние. Бывает, что трамплины и беговые трассы расположены в разных местах, и смена места тренировок, соревнований происходит куда чаще, чем в других видах спорта. Постоянно возникает необходимость быстро и мобильно передвигаться и ни от кого при этом не зависеть. Мы такой возможности не имеем.

 

Недавно я нашёл сервисмена, к нам пришёл Александр Иванович Воронин – один из лучших смазчиков России. Но зарплаты у нас – смехотворные. Желающих работать за такие деньги найти нелегко, и это положение Росспорт мгновенно изменить не сможет. Зарабатывать 8 – 9 тысяч рублей, и при этом практически круглогодично находиться вне дома и семьи – таких людей найти очень и очень непросто.

 

Но кроме вопросов материально-технического обеспечения у нас очень остро стоит и кадровый вопрос. Что такое прыжковая часть, и что такое гоночная часть? Нам необходимы как минимум по два – три помощника главному тренеру, которые помогали бы в освоении прыжковой подготовки и гоночной. На сегодняшний день мне удалось привлечь к работе со сборной только одного тренера по прыжкам, потому что я очень ограничен в средствах, у нас везде лимиты. Те зарплаты, которые выделяются по линии Росспорта... Поймите меня правильно. Вот мне удалось в этом году привлечь к работе со сборной врача. Он работает у нас за 9.000 рублей с проживанием в городе Москве, представляете? Кто из квалифицированных специалистов в Москве будет работать за такие деньги?! Вот одного такого - не совсем помешанного на деньгах, фанатика своего дела, по другому я о нём не скажу – я нашёл, а где остальных таких взять? Необходим ещё массажист, но извините, за 8.000 рублей в месяц никто идти к нам не хочет. То есть желающие работать со сборной есть, но не за такие деньги.

 

- Самое минимальное - около 8 миллионов рублей и около 600.000 евро в год. Сумма не ахти какая большая, но, к сожалению, Росспорт на сегодняшний день эту проблему решить не может.

 

- А сколько денег вам необходимо?

 

- К сожалению, нет. Тот же Владимир Фёдорович Славский меня пригласил на эту должность, взял на себя определенные обязательства. Но многие из этих обязательств он до сих пор не выполнил. Я не хочу его обвинить в том, что он не хочет, скорее всего, он просто не может. Или, возможно, у него не хватает времени. Очень большое время он уделяет прыжкам с трамплина, у него большое хозяйство, связанное со строительством. Он всё время мне рассказывает о строительстве новых трамплинов, а я каждый раз ему парирую: пока вы свои новые трамплины построите, меня с работы давно уже уволят. У нас в России материально-техническая база сейчас такова, что мы не можем проводить сборы дома. На всю нашу огромную страну с летним покрытием у нас трамплинов – два или три, да и то – устаревшей конструкции и мощностью 60 – 70 метров. Зимой мы тренируемся только в Нижнем Тагиле. 120-метровых работающих, пригодных к эксплуатации трамплинов в России нет ни одного! Хотя в мире уже более 80 процентов соревнований проводится на трамплинах не менее 120 метров. А у нас только один 90-метровый и ленинградский – 60 метров. И на этом - всё. Поэтому мы и вынуждены ездить по заграницам, искать условия для тренировок и соревнований.

 

- А что же Федерация прыжков и двоеборья? Неужели ничем помочь не может? У федерации нет спонсоров?

 

- Опасаюсь. А что делать? Нам же надо дело делать, а не гладить друг друга по головке, правда? Я пришёл в двоеборье, все от нас ждут результата, и мы его должны обеспечить, а как я могу обеспечить необходимый результат, если у нас нет даже самых минимальных необходимых условий?

 

- Вы критикуете федерацию, президента Славского. Не боитесь разругаться с ним, подобно тому, как разругались с Акентьевым и Логиновым в лыжных гонках? Не опасаетесь наступить на те же самые грабли?

 

- Чего-то я не понимаю во всей этой истории… Пригласить Грушина и сидеть при этом сложив руки, не пытаясь хоть что-нибудь изменить, не пытаясь изменить методику подготовки, изменить финансирование, изменить взгляды на организацию всей работы?.. Ну как-то странно это!

 

Ну вот посмотрите: практически все мази, парафины, специнвентарь в прошлом сезоне я приобрёл за свой счёт – я потратил на это около 15 тысяч евро. Занимал деньги, перезанимал. Что-то мне отдавали, компенсировали, я снова вкладывал свои, снова занимал. Ну поймите меня правильно, я очень небогатый человек – 15.000 евро для меня огромные деньги, откуда мне взять их в следующем году?

 

- Как складываются у вас отношения с другими тренерами в двоеборье?

 

- Да «странно» - мягко сказано! Я не могу ничего сделать, я себя чувствую буквально связанным по рукам и ногам.

 

Из-за этого я на следующий год вынужден пригласить в сборную иностранного тренера по прыжкам. Есть такой тренер в Эстонии - Хейно Хиллари – он на протяжении многих лет работал в этой стране в лыжном двоеборье, но потом его заменили на этом посту. Хейно, правда, сейчас уже около четырех лет не работает, но он в Финляндии по два раза в год проходит курсы повышения квалификации, он не потерял связи с данным видом спорта, я с ним несколько раз встречался и связываю с его приходом в сборную России определенные надежды. Вот к нему я и хотел обратиться за помощью. Там, в общем, на это требуются не такие большие деньги, и если федерация в этом деле мне поможет, это будет здорово.

 

- Непросто. Увы, непросто. Понимаете, это не я пришёл в двоеборье, и из-за меня сняли всех тренеров с работы, а меня пригласили на должность главного тренера в надежде увидеть какие-то качественные изменения в организации самой работы в данном виде спорта. Меня пригласили в надежде, что мои знания, мой потенциал позволят им произвести какие-то качественные изменения в методике. Но тренеры почему-то этого никак не хотят понять. Они считают, что с моим приходом был уволен главный тренер Сергей Жуков, и поэтому все, к кому я обратился с призывом о помощи, со словами о том, что я не знаю такой вид, как прыжки, все те тренеры, кто прежде работал с Жуковым, в том числе и сам Жуков, ушли в сторону и не стали со мной сотрудничать. Я был вынужден обратиться за помощью к личным тренерам. Но, сами понимаете, личные тренеры не выезжают за границу, не имеют опыта участия в крупных турнирах, по сути - только с моим приходом они стали более или менее привлекаться к тренировочному процессу в сборной. Их уровень, опыт, конечно, пока несколько ниже, чем хотелось бы. Они пока учатся, и это очень хорошо, и хорошо, что они согласились со мной работать. Это Айдар Хуснутдинов из Казани, Алексей Чальцев из Зеленогорска, Рашид Закиров из Уфы. Меня радует, что Санкт-Петербург сейчас тоже начал разворачиваться ко мне лицом. Все же остальные стоят почему-то в позе обиженных.

 

 

Вчера наш сайт перешагнул рубеж в 7.000 уникальных посетителей в сутки. IBU отстранил спортсменов, сдавших положительные допинг-пробы, от участия в соревнованиях. Анатолий Чепалов «Совсем всё мы проиграть не должны». Татьяна Ревина «Чтобы действующему чемпиону страны не давали возможности выступать на чемпионате мира – это просто нонсенс какой-то!». Итоги VI этапа Кубка IBU.

 

Главная >  Заметки 

0.0076
 
Яндекс.Метрика