Главная >  Заметки 

 

О мультигонке RedFox Adventure Race 2008


Героическим жителям Кандалакши, сумевшим восстановить селение после набега шведских захватчиков в 1589 году посвящается.

 


О том, что Белое море это никакое не море, а самый обычный залив в самом обычном Северном Ледовитом океане я догадывался. Но всё же упорно теплилась надежда, что будет все как в 2006 году в окрестностях Сортавалы - зелено, тепло и солнечно и даже иногда жарко! Долгая дорога через унылые лесотундры Карелии, и вот они, долгожданные холмики Кандалакши, покрытые снегом, и “южный берег Северного Ледовитого”.

 

Почти южный берег… Северного Ледовитого.

 

It’s a been a long day (x
I wanna get out, I wanna go home
(с) Dolores O’Riordan. Прилипшая песенка.

 

Нет такого места - далеко.

 

О том, что Белое море это никакое не море, а самый обычный залив в самом обычном Северном Ледовитом океане я догадывался. Но всё же упорно теплилась надежда, что будет все как в 2006 году в окрестностях Сортавалы - зелено, тепло и солнечно и даже иногда жарко! Долгая дорога через унылые лесотундры Карелии, и вот они, долгожданные холмики Кандалакши, покрытые снегом, и “южный берег Северного Ледовитого”. Мечты быстро сменились реальностью, и недостаток полара на теле начал угрожать снижению температуры ниже положенных 36 градусов. Как и в прошлом году, мы решили дать своим организмам перед гонкой отдохнуть в тепличных условиях, и два дня ушло на их откорм и отсып в гостинице, а также тестирование таких новых видов активности, как перевозка велосипедов на байдарках (догадываюсь, что в следующем году будет и vice versa). В день старта перемещаемся в лагерь, который уже густо населен такими же профессиональными любителями природы и приключений. В день старта поливает дождь, а мы тем временем проходим обязательное тестирование и проверку снаряжения, которая оказалась гораздо проще прошлогодней - даже можно сказать что ног не замочили. Довольные тем, что удалось так легко отделаться, мы крепко ударяем по макаронной диете, и мирно засыпаем в надежде выспаться до 00-00, когда будет дан старт, и наша потенциальная энергия начнет быстро перетекать в кинетическую. Приятно вот так валяться последние минуты, ощущая, как тело твое заполнено до отказа жизненной энергией, как мысли твои не путаются и не хочется спать. Все готово: одежда и еда распакованы в соответствии с этапами, кэмэлбэки наполнены, рюкзаки собраны, мелочи продуманы. Хорошо, когда есть такая напарница как Наталья Абрамова, которая не упустит ни одного тонкого момента, да и опыт сказывается, уже давно никто не смеется над предложением жирно смазать ступни вазелином перед гонкой.
Для тех кому всё это не совсем знакомо, пара слов о гонках вообще и о дистанции в частности. Основная идея приключенческих гонок заключается в прохождении нитки маршрута, проходящей по естественному природному рельефу. Для контроля прохождения используется отметка, как правило электронная - в месте КП устанавливается специальная станция, а на запястье каждому участнику крепится электронный чип. Помимо маршрута, важную роль играет и способ передвижения - часть дистанции бегом, часть на велосипедах, часть на байдарках. Помимо этого, для того чтобы участники не скучали на дистанции, есть еще спецэтапы по ходу гонки, такие как скалолазанье, парковое ориентирование, переправы и броды, короче все, что выдумается организаторами. Сон и питание - личное дело каждой команды, и от грамотного планирования сна и питания завичит очень многое.

 

Облачившись в гидрики, юбки, перчатки, мы как пингвины спускаемся с лодками к озеру и занимаем почетное последнее место, поближе к друзьям, поулыбаться и посмеяться напоследок. Старт дан, и вот мы уже на всех парах мчимся прочь из узкого залива на просторы открытой воды! Греблось хорошо, особенно новыми карбоновыми веслами, но в какой-то момент мы обнаружили себя на асфальте в окружении сигналящих машин, с лодкой в руках, и фотовспышками вокруг.

 

Итак, план у Кандида как всегда был был прост - заманить людей в болото, и там конницей, конницей…, в смысле велосипедами, лодками, веревками, всем, чем угодно, но главное - показать кузькину мать и где зимуют раки. Раков решено было начать показывать с 50-километровой гребли по озеру Колвицкое, а для полноты ощущений был включен дождь, спасибо что в положение medium.

 

Постепенно выбираясь из тайги, мы оказывались в горной тунде, с полянами снега и зарослями рододендрона и прочих разнотравий. Зверей было… не было никаких зверей, распугали видимо мы их всех, или не проснулись они еще. В общем, все окружающее я бы назвал одним словом - март, но уж точно не июнь! На горе нас накрывал толи дождь, толи снег, так что мы по возможности бегом пробежали всю верхотуру и сбросились к озеру, на берегу которого стоял последний КП первого трекинга. Команд видно не было, но мы знали что все пока еще рядом. Следующая остановка - лагерь, или BASECAMP, как он у меня гордо числился в GPS. Кстати о GPS, традиционно у Кандида на гонках использование этого чудо-устройства не запрещается, а наоборот всячески поощряется, и вот даже он стал обязательным снаряжением. Зачем - об этом мы узнаем позже, а пока он показывает нам на векторной карте, отрисованной заботливой рукой Славы Завьялова наше примерно-точное положение. Однако азимуты я все-таки бегаю по компасу, не доверяю я как-то магической электронной стрелочке, которая может замереть в совершенно противоположном направлении. На последней просеке встречаем Анну Бурлинову и three Peters, Славу Курчакова и его напарника. Последнее препятствие - речка с мокрым и страшным бревном, лежащим под водой, и мы мчимся в лагерь, чтобы снова устроить испытание своей пятой точке, теперь уже конницей. Прибежали мы обогнав двух Вань, Михаила Першина и их команды тоже не было, а жаль, Михаил скушал что-то нехорошее перед гонкой, но я еще пока надеялся, что они зададут перца, ну и конечно хотелось посмотреть на паруса, под которыми ребята собирались мчаться по озеру.

 

Похожий эпизод будет еще дальше, впрочем нас это нисколько не смутило, и взяв КП в маленьком отдельно стоящем озере, встретив на противоходе окрыленных лидерством украинцев, мы под боевые морские марши, старались не отстать от наших основных соперников - Ивана Петрова и Ивана Кононова. В самой удаленной северо-западной точке озера мы оставили наконец наше судно, схватили готовые к трекингу рюкзаки и палки, и, упорно игнорируя костер и коптящихся вокруг конкурентов, уверенно двинули в сторону нагорья со звучным названием Ёлки-Тундры штурмовать 640-метровую вершину.

 

Дальше нас ждала большая вело петля, целью которой было приехать обратно к байдаркам, где мы их оставили отсыпаться. Скоро сказка сказывается, да не скоро педали крутятся - на шоссе нас прошивают дубльВани, и Мыши с авангардом прекрасного пола, Вани, правда, еще несколько раз рикошетом отскакивают в нашу сторону вследствие избытка сил и мелких ошибок в ориентировании. Находим древний лабиринт (если кто помнит фильм про Ломоносова, то вот точно такой же), отмечаем очередное КП, и пускаемся в тяжкое - велокоастеринг. Справедливости ради надо сказать ехалось почти всё, хоть и по втулки в морской воде (кто ехал позже скорее всего даже велосипеда не намочил, если нес его над головой).

 

Я почему вредным был? Потому что у меня велосипеда не было.

 

По плану финиш этой гребли должен был быть ровно посередине гонки, т.е. через 24 часа, реальность сместилась существенно в сторону утра, поэтому мы общались, пели, пили гуарану, но ничего не помогало и иногда мозг отключался и я начинал нести околесицу, хотя руки продолжали грести! В итоге мы высаживаемся на косе поспать 10 минут, что существенно улучшает самочувствие, и мы отлично догребаем до лагеря, встретив при этом Найков, которые успели откатать кроткую велолегенду и поспать. Шустро переодеваемся, я перепломбирую полуотвалившийся чип, и наполнив желудки, даем себе часовой сон (это просто праздник какой-то!).

 

На прижиме, где скалы обрывались в воду нас ждал несложный этап скалолазания, где мы пролезли трассу с нижней страховкой и дюльфернули обратно. В это время Speleo Salomon испытывали трудности перевода, и все дружно пытались помогать интерпретировать. Следующее развлечение - ориентирование по космоснимку. Хоть мы знали, что Milo ушли уже 2 часа назад, мы все равно рассчитывали на час, как было написано в легенде, поэтому взяли совсем мало еды. Первые КП были достаточно простые, пока мы не добрались до КП “каньон”, где провели немало времени разыскивая КП, которое стояло на скале над каньоном, а не в нём. Вообще, этап был забавным, стартовали мы совсем недалеко от города, даже встретили милую парочку, прогуливающуюся по аллее, а буквально через 15 минут оказались в дремучей тайге с каньончиком и туманом. При этом периодически со стороны порта доносились протяжные гудки, возвращавшие сознание к цивилизации. Мне это напомнило один случай на Камчатке, когда после двух недель скитаний, так и не встретив ни одного человека, мы увидели в небе вертолет, причем все пятеро остолбенело замерли, и не могли пошевелиться пока он не улетел. График поджимал, и, завершив наконец ориентирование по google maps, мы снова в седле. Пробираясь к асфальтировано-грунтовой дороге до байдарок, меня страшно смущало отсутствие велосипедных следов, и я стал догадываться, что не все поехали по красной линии на карте, а вполне логично её проигнорировали и двинули через город. Но возвращаться было уже поздно, поэтому поплюхавшись немного в грязи, мы тоже наконец вывалились на дорогу. Под мерное вкручивание Наташку стало срубать в сон, поэтому она предложила “покатать кросс-кантри”, что у нас очень здорово получилось. Использование тормозов было отложено до лучших времен, так что мы довольно быстро докатились до промежуточного КП, где я в очередной раз поразился размерам местных озёр. На противоходе с КП встретили наших давних друзей - команду Улыбка, что придало нам еще бодрости. Разгоряченные кросс-кантри, мы влетели в транзитку, и не мешкая влезли в мокрые гидрики, под уважительные реплики организаторов. Служба службой, а обед по расписанию - разжившись кипяточком, завариваем заботливо припасенные бомж-пакеты, заедая другими гоночными вкусностями и бежим паковать велосипеды на байдарку. Технология уже отработана, все готово, и наш пароход отчаливает со второго пути. Ну вот, поели - теперь можно и поспать! Рубить на этой гребле начало сразу.

 

Сон преображает кардинально, и мы бодро садимся на велосипеды ехать велолегенду. Дабы ничего не напутать со сна предельно концентрируюсь и проговариваю всё слух, но легенда достаточно однозначная, поэтому через пол часа мы уже бежим к нашим лодкам, дабы начать увлекательнейший сплав по реке Колвица. За день до гонки мы с Наташей ради тренировки пробежали вдоль этой речки, и пороги меня особо сильно не впечатлили, так как с моего катамаранного опыта проходится все там без просмотров и обносов. На байдарке, и уж тем более на такой вертлявой как Ладога, все оказалось немного сложнее. Мы заранее приняли решение проходить не глядя все что ниже 3 к.с., а всё что выше - обносить. Однако и при таких мерах предосторожности, умудрились пробить лодку в 3 местах, и на очередном обносе вынуждены были ее заделывать. На наше счастье, у одного из организаторов оказался нужный клей (мы заранее купили 2 вида клея, но так до конца и не были уверены что они подойдут), кроме клея, очень важный тул - чапельник (для тех кто не смотрел фильм день выборов - сковородкодержатель), который разогревался в костре и служил эдаким ускорителем процессов. В итоге 15 минут - и чертовски умелые руки лишают нашу лодку противоестественных дырок! Впереди речка обрывается непроходимым для нас порогом, поэтому что есть мочи выгребаем к берегу - это конец этапа сплава и начало этапа очередного трекинга. Ура! Мы снова на твердой земле. преодолеваем спецэтапы - троллей через реку на остров и переправу с острова на другой берег. Для переправы мы нашли в лесу подходящие дубины и по одному без проблем перешли реку, под щелканье фотокорреспондентов, всегда готовых заснять купание красного коня.

 

Прекратите панику, Фукс.

 

Начинается очередной трекинг, безкомпромиссно заставляющий нас подниматься на очередные 600-метровые горки. Ходить в горки я люблю гораздо больше, чем бежать с них вниз, чего не скажешь о моей напарнице. Синергетический эффект очевиден - каждый двигается быстрее, чем двигался бы один. Раз-два-три, и вот мы уже покорили три 600 метровые горки. Дальше спуск к морю через обширные болота. Я не спешу, теряю пару минут на то чтобы прилетел разрыв в облаках и можно было взглянуть на оптимальный путь через болота сверху. Хоть на карте и нарисованы болота и перешеек, в реальности он в другом месте. Отсекаю угол и под мирные разговоры начинаем сваливаться к морю. Наташа любит Карелию, она провела тут пол жизни, знает кучу всяких примет - какое болото сосет, какое не сосет, видит наметанным глазом, где идет еле заметная сухая гряда. Я слушаю сказки про то, как тут тепло в июле, и про то, как можно купаться в море, очевидно, не верю ни единому слову.

 

А в попугаях я ГОРАЗДО ДЛИННЕЕ!

 

Ну, зачем ты, зачем ты туда полез? Тебе что делать нечего?

 

Полтора часа уходит на преодолевание болота и выход к первому морскому КП - заброшенному маяку. Признаться, я ожидал увидеть 20-метровое каменное сооружение на пригорке, с разбитым витражом наверху и одинокой пристройкой для человека, в реальности же маяк оказался большим деревянным триангулятором, стоящим прямо на береговой линии. Видимо когда-то его хватало чтобы помочь кораблям не налететь на прибрежные камни. От маяка начинается веселый этап коастеринга. Пока прилив не захватил всю ровную территорию, двигаться легко и быстро - выбираешь наилучший путь между камнями, оставаясь при этом на ровном песке. Но прилив неминуем, и кроме этого впереди скальный прижим, поэтому мало помалу превращаемся в горных козлов, прыгающих с камня на камень, а иногда идущих по колено в воде рядом со скалами. Снова приходит дикое желание поспать, несмотря на свежий и полезный морской воздух. Наши соперники совсем близко - свежие следы на песке, еще не поглощенные приливом говорят опытным чингачгукам, что нас разделяет не больше получаса. Вот долгожданный мыс, прижим, и дорога в залив, туда, где застоялись наши лодки! По дороге встречаем машущих веслами Мышей с девчонками, а в самом устье двух Вань. Наконец-то коастеринг закончился, и нас ждет самая приятная часть маршрута - морская прогулка по заповедному архипелагу.

 

Сова! Открывай! Медведь пришёл…

 

Наученные опытом предыдущей гребли, решаем поспать в транзитке 15 минут. Сон - благородное дело, поэтому просыпаемся только через пол часа. Зато скорость наша опять подскакивает. Очередное упражнение по переноске тяжестей - оттаскиваем лодку вдоль реки за шиверу, дабы ненароком опять её не пропороть. В переноске тяжестей я не силен, поэтому я бунтую, и мы ограничиваемся минимальным расстоянием. Увлекаемые отливом, и попутным ветром, прокладываем себе путь к архипелагу, на котором живут только птицы. Начинается утро, солнце печёт и синее небо отражается в воде яркими красками. Вода настолько прозрачная и спокойная, что мы видим группы морских звезд на дне, а вдалеке плюхают тюлени (или выдры, кто их там разберет). Солнце приносит с собой столько позитива, что двое суток дождя постепенно становятся досадным недоразумением в воспоминаниях. Я непрерывно балаболю, Наташа смеётся, так что страшная 25-километровая морская гребля превращается в увеселительную прогулку. Обогнув самый большой остров Власов, проходим через вереницу островков, густо населенных пернатыми друзьями, и врываемся в залив, где нас ждут сонные организаторы. Всё, долой мокрые гидрокостюмы и насилие над пятой точкой, впереди наша стихия - трекинг! Этап последнего трекинга, несмотря на то что был сокращен организаторами, был пройден нами за 14,5 часов, супротив 8 запланированных! Не знаю как можно так просчитаться, но пройти его за 8 со свежими силами мне представляется затруднительным. Традиционно местоположениями КП на этом этапе стали горки. Причем первые три были практически одинаковыми, и уже начал испытывать устойчивое дежавю - крутой спуск, в каньон, винтовой траверс, по снежникам на вершину, снова спуск… Наконец, третья горка позади, и впереди 4 км азимута по тайге, и снова выход на самую высокую горку - 640 метров. На ней нас опять рубит в сон. Вообще, самое тяжелое для меня было в этой гонке - это постоянно работающая голова. Трое суток непрерывно работать с картой, компасом и GPSом было для меня в новинку, нельзя было поспать на ходу, плетясь за кем-нибудь сзади, все время нужно следить и отдавать себе отчет, где ты и куда идешь, дабы потом не было мучительно больно за впустую пройдённые метры. Но с горками покончено, и мы снова продираемся по тайге, в сторону довольно мощной реки, вытекающий из объемного Нижнелувеньгского озера. Сходу перейти реку не удается, и мы применяем технику маятника (не зря же мы тащим с собой все это веревочное хозяйство). Форвардом идет Наташа, я ее страхую через дерево. Водичка бодрит, но этого легко спасает бег, и своевременное питание. Последний КП запоминается мне изумительной красоты болотной рекой с неестественно салатовой болотной подстилкой, оттого похожей на футбольное поле. На КП нас ждет пустая бутылка из под К-Колы, но мы вовсе не чувствуем себя лузерами, этой гадости нам совсем не хочется! К третьему дню от поедания кислотосодержащих продуктов, язык покрывается маленькими язвами, поэтому пить хочется только чистую воду, коей вокруг в избытке. Снова азимут, дорога, и мы идем к транзитной зоне, где нам выдают наконец ролики.

 

Алексей Трощенко, ChasingDaylight.Ru

 

Подвоха перед роликами не чувствовал никто, но Главный Организатор конечно всё знал заранее… Более того, я думаю даже, что Главный Врач гонки настоял на этом этапе, так как ничто не могло привести разбухшие ступни ног в нормальное состояние, кроме той тряски, что мы испытали за эти последние пол часа. Массаж получился изумительный! Крупнозернистый асфальт хорошо знакомой дороги к месту старта, пара подъемов, пара спусков под ободрение Найков, которые догнали нас на своем лэнд ровере и дразнили пивом, и вот мы уже стоим на грунтовой дороге, приветствуемые организаторами, фотографами и друзьями. В то, что это финиш, верится с трудом. Все лимиты превышены, все планы отодвинуты, вместо 48 часов - 72! Вот такая получилась одиссея. И из воспоминаний на губах вертится только одно - а красиво чёрт возьми было!

 

 

Российский уик-энд белорусского лыжника. Реплика на biathloner.ru Спортивные чиновники отменили марафон "Лыжня России". Дементьев, вероятно, не примет участия в чемпионате мира. Дмитрий Коровкин "Наша цель - сделать Дёминский марафон самой популярной лыжной гонкой в России". Стартовые протоколы спритерских гонок на ЭКМ в Вальдидентро. Расписание трансляций.

 

Главная >  Заметки 

0.0186
 
Яндекс.Метрика