Главная >  Заметки 

 

Прямая линия читателей www.biathloner.ru с Артёмом Онищенко


Представляем вашему вниманию прямую линию читаталей www.biathloner.ru с декабрьским собеседником сайта - мастером спорта по лыжным гонкам, неоднократным чемпионом Москвы (в последний раз он стал чемпионом столицы полтора года назад в сорок с лишним лет) Артёмом Онищенко.

 


Артём Онищенко: "Тренироваться, как Сергей Иванов, позволить себе не могу - мне очень хочется жить!"

 

- Здравствуйте, Денис! Ваш вопрос про мотивацию очень сложный. Мотивацию бы разделил на два вида: глобальная, или стратегическая мотивация и локальная, или тактическая мотивация. Под глобальной, или стратегической мотивацией я понимаю желание тренироваться вообще. Если вы имеете в виду, как заставить себя вообще тренироваться, то тут ответить сложно. Это вопрос из области «в чем смысл жизни?». А вот второй тип мотивации – локальная, или тактическая – это то, как непосредственно на тренировке заставить себя выполнять то, что очень тяжело. На этот вопрос можно ответить. Обычно на тяжелых тренировках я вспоминаю самые удачные моменты своих гонок, которые подхлестывают меня упираться. Еще вспоминаю интересные репортажи с соревнований по лыжным гонкам, которые тоже очень хорошо мотивируют.

 

Родиков Денис (rodikov@rain.ifmo.ru) , 11-12-2007 20:23
Здравствуйте, Артём!
Было бы очень интересно услышать ваше мнение по следующим вопросам.
Как поднять мотивацию - как заставить работать себя на (за) пределе своих возможностей.

 

- Для повышения специальной силовой подготовки зимой я использую силовые тренировки. Это, как вы уже сами написали, катание без палок или только при помощи рук. Правда, интенсивность и объем тренировки могут варьироваться. Если интенсивность невысокая, то можно сделать несколько раза по три-пять км на руках и то же на ногах, чередуя, в сумме 20-25км. Если интенсивность высокая, то ускореньица надо делать коротенькие – по 10-20-30 секунд. И делать таких ускорений надо штук по 30-40 в разных вариантах: руки, ноги, под каждый шаг, через шаг. Суммарно 30-40 раз, обычно это пять-шесть серий по пять-шесть упражнений на каждый способ передвижения. По времени это занимает от сорока минут до полутора часов.

 

Что Вы используете для повышения специальной силовой подготовки зимой? Какие объёмы и как Вы выполняете при работе на руках и на ногах?

 

- Скоростная тренировка бывает нескольких видов, как с закислением, так и без. Если без закисления, то, это ускорение длиной 15-20 секунд с хорошим восстановлением. Второй вариант – это жесткие тренировки с ускорениями по две-три минуты. В тренировки делается от шести до восьми таких ускорений с промежутками около пяти минут. В этих тренировках присутствует и силовая направленность, так как сила толчка в них очень высокая.

 

Приведите, пожалуйста, пример Вашей развивающей тренировки. Имеется в виду тренировка, развивающая скоростную выносливость или тоже + силовая направленность.

 

- Тренировки с закислением очень опасны. Применять их надо очень аккуратно и в небольшом количестве. Насколько я знаю теорию, эти тренировки стимулируют гипертрофию сердца за счет увеличения толщины мышцы миокарда, то есть увеличивается сила сердечного сокращения. Короткие ускорения, направлены на насыщение быстрых мышечных волокон митохондриями, переделку промежуточных мышечных волокон в быстрые.

 

- В чем разница тренировок без закисления и тренировок с закислением, и как их применять в тренировочном процессе?

 

- Прежде всего, это - стать профессионалом. То есть, если вы свободны от работы, после тренировки у вас есть возможность восстановиться, то это в первую очередь даст улучшение результатов. Если такой возможности нет, то на втором плане идет умелое сочетание объемов, интенсивности и восстановления.

 

За счёт чего, по-вашему, можно добиться улучшения результатов?

 

- Главное (но далеко не единственное), надо иметь хорошее здоровье. Далее - мотивация, правильный тренировочный план, везение. Еще хотел бы отметить, что есть такой комплекс победителя, то есть надо быть очень уверенным в себе. Например, мне этого не хватает. Бывали моменты, когда здоровье позволяло мне одержать победу в конкретной гонке, но в силу того, что я был не уверен в себе, победа уходила.

 

Что надо, чтобы побеждать?
Заранее спасибо за Ваши ответы! Удачи на лыжне и в личной жизни! И обязательно крепкого здоровья!

 

- Бывали случаи, когда я бежал марафон с большим запасом по здоровью, но боялся уйти в отрыв, а на финишной прямой проигрывал по каким-то пустякам и мелочам. Должен присутствовать какой-то элемент наглости в человеке. Когда человек себя недооценивает, это очень пагубно сказывается, даже если он очень здоров, он может не выиграть.

 

- Можете привести пример?

 

- Привет, Вася! Ну, ты загнул, ты сам-то понял, что ты спросил? Я с трудом, и то потому, что у меня вопросы распечатаны. Извини, немножко отупел на лыжах. Я вообще не понял, что ты подразумеваешь под процентным соотношением циклевки и традиционной подготовки? Как правило, я лыжи циклю и традиционно готовлю. Одну пару на гонку я, как правило, оставляю голой. Исключительного скольжения на чистых циклеванных лыжах не было ни разу (но не надо забывать, что часто я еду близко к головке, а там и лыжи хорошие и готовить их умеют, т.е может быть подальше и голые смотрелись бы прекрасно). Бывало хорошее скольжение. Думаю, что в этой ситуации прав Леонид Кузьмин: скольжение на таких лыжах хорошее и в начале, и в конце гонки. А парафиненые лыжи, особенно весной, когда снег грязный, к концу гонки начинают ехать существенно хуже. Поэтому, если я выбираю голые лыжи, то начинаю соревнования на хорошо скользящих лыжах, а заканчиваю на отлично скользящих, но это бывает очень редко.

 

vasilii smolyanov (vaska@si.ru) , 12-12-2007 10:40
Привет, Артем! Очень приятно увидеть собеседником месяца человека, который замечателен не тем, что обладает исключительным талантом в лыжах или бараньим упорством в тренировках, а с талантом мудрости, таким, чтобы на протяжении многих лет грамотно готовить к гонкам как свой организм, так и свой (часто и чужой) инвентарь:)
Вопросы:
Вопрос человеку, занимающему в споре двух "религий" промежуточную позицию. Как в твоей практике соотносятся в процентном отношении циклевка с традиционной подготовкой, и бывали ли у тебя случаи исключительного скольжения на чистых циклеванных лыжах?

 

- Ты правильно представляешь мой ответ. Конечно, нет! Абсолютно не являются необходимыми сверхтвердая сталь и единственный вариант заточки. Важно то, какая получается в итоге кромка, и как она снимает пластик. А каким вариантом заточки это достигается, и какой марки сталь, абсолютно не важно, с моей точки зрения.

 

Считаешь ли ты, как Леонид Кузьмин, что для хорошей циклевки нужна исключительно сверхтвердая сталь плюс единственный вариант заточки, или все гораздо сложнее? Я примерно представляю твой ответ, но хочется подробного комментария:)

 

- Теоретически, да. Практически, у хорошего штайншлифта есть некоторое преимущество в том, что он более долговечный. То есть через три-пять парафинировок лыжи, проциклеванные и обработанные накатками становятся, как правило, гладкими, без всякой структуры. Штайншлифт лежит гораздо дольше.

 

Не считаешь ли ты, что грамотная циклевка в сочетании с правильными накатками способна полностью заменить штайншлифт?

 

- Согласен. Остановлюсь на этом вопросе подробнее. В последние годы штайншлифт стал намного лучше, чем на заре своего становления, и моя точка зрения, что сейчас нет необходимости циклевать лыжи сразу же. Хотя бывают исключительные случаи, когда невооруженным глазом видно, что уже на заводе лыжи очень плохо обработаны камнем. Но, как правило, сейчас достаточно грамотно делают штайншлифт. Посему штайншлифт имеет право на жизнь: иногда он работает ничуть не хуже, а может быть даже и лучше, чем циклевка. Хорошая циклевка. Теперь о недостатках штайншлифта. Во-первых, если вы его будете делать в России, то надо найти контору, которая делает его хорошо, потому что плохой штайншлифт однозначно проиграет хорошей циклевке. Во-вторых, любой штайншлифт снимает гораздо больше пластика, чем циклевка. Соответственно количество раз обработки резко уменьшается. В-третьих, вы должны действительно очень долго и нудно парафинить лыжи, хотя они могут поехать и без этой манипуляции, но вероятность тут небольшая. С циклевкой нет таких проблем. Циклевка позволяет сразу же парафинить лыжи по погоде и бежать. Еще штайншлифт - это обычно узкоспециализированная вещь. Хотя бывают и универсальные штайншлифты, которые работают в широком диапазоне температур. Но чаще всего штайншлифт делает ваши лыжи очень узко специализированными. Циклевка в этом плане более щадящая, она дает, как правило, более широкий спектр. Кроме того, это ее плюс и минус, штайншлифт ведь долго держится, и вы обречены бегать на этих лыжах именно в эту погоду, а циклеванные лыжи с накаткой три-пять раз попарафинил, нанес другую структуру, чуть-чуть подциклил другим циклом, и они уже будут работать в другую погоду. Плюс для многих немаловажным фактором является стоимость. Любой штайншлифт будет существенно дороже, чем хорошая циклевка у хороших мастеров.

 

- Но у штайншлифта есть и недостаток – он снимает гораздо больше пластика с поверхности лыжи.

 

- Вы упомянули, что лыжи после штайншлифта надо парафинить. В чем, по вашему мнению, смысл данной процедуры?

 

Опять же в последнее время появилась интересная информация о неравномерном штайншлифте, который дает очень серьезную прибавку в скольжении. Суть инновации такова, что в разных зонах скользящей поверхности наносится разный штайншлифт. Не от носка до пятки одинаковый, а дифференцированный по длине лыжи. Такой штайншлифт на нынешний момент стоит вообще безумных денег. А при помощи циклевки и хороших накаточных машинок можно добиться такого же эффекта, то есть дифференцированного рисунка. Это сделать очень легко, сейчас мы будем разрабатывать эту тему с Александром Вертышевым. У нас с ним есть интересные мысли, он предлагает новые варианты циклевки, которые мы будем опробовать этой зимой.

 

Дмитрий Ерхов (derhov@mail.ru) , 12-12-2007 11:25
Привет, Артём! Приятно задавать вопросы на www.biathloner.ru человеку, которого знаешь лично. Расскажи, пожалуйста, Артём, в какой момент ты осознал, что лыжи для тебя - это не просто увлечение, а что-то большее?

 

- Я не знаю, физику процесса парафинировки. Сомневаюсь, что действительно происходит насыщение поверхности лыжи парафинами: может быть, происходит, а, может быть, и нет. Но то, что при помощи многократной парафинировки вычищается ворс, следствием чего является лучшее скольжение – это очевидно.

 

- А когда все-таки лыжи стали чем-то большим?

 

- Здравствуй, Дима! Мне тоже приятно отвечать на вопросы человеку, которого лично знаешь. В какой момент я осознал для себя – сложный вопрос, прямо в душу лезешь (улыбается). Я живу около леса и самого раннего детства катаюсь на лыжах у себя в лесу. Это процесс мне нравился всегда и очень сильно. Может быть, с того момент все и началось. Даже когда я поступил в Университет, и на первом месте была, конечно же, наука, мне всегда казалось, что на лыжах все равно надо бегать.

 

- Что послужило для тебя стимулом всерьёз заняться лыжными гонками, выполнить мастера спорта и стать одним из сильнейших марафонцев страны?

 

- А я до сих пор не уверен, что для меня лыжи – это что-то большее, чем увлечение. Скажем так, что под лежачий камень вода все-таки течет: появился опыт, появились знания в этой области, и я с удовольствием этим опытом и знаниями делюсь с другими людьми. Это доставляет мне удовольствие. Возможно, у людей ко мне появилось какое-то уважение, что, естественно, тоже доставляет мне удовольствие – получился замкнутый цикл. Какие-то, не ахти какие, конечно, но все-таки спортивные результаты имеются. Они мне тоже доставляют удовольствие, несмотря на то, что я почти всегда своими выступлениями не доволен, всегда есть, куда стремиться дальше.

 

- Так же интересно узнать твой подход к тренировкам сейчас и 15 лет назад? На что в основном были направлены тренировки, когда ты только начинал серьёзно заниматься лыжами, и в какую сторону сместилось их направление сейчас? Заранее спасибо за ответы и удачи на лыжне!!!

 

- Думаю, что серьезные специалисты в области лыжного спорта, услышав фамилию Онищенко с приставкой «один из сильнейших марафонцев страны» просто усмехнутся. Сильнейшим марафонцем я, конечно же, не являюсь. Хотя все и относительно, но даже в самой своей хорошей форме, самых хороших для меня условиях на серьёзных соревнованиях (типа чемпионата страны) всегда найдутся 20-30 человек, которые меня объедут на марафоне. А если я буду готов плохо, то их число увеличится многократно.

 

- Может, тогда подойдем к этому вопросу с другой стороны? Чем отличаются тренировки того периода, когда ты уже понял, что надо делать, но был еще довольно молодым от теперешних твоих тренировок?

 

- В начале своих занятий спортом я вообще не знал, как нужно тренироваться. Был у нас тренер в Университет, который говорил, что следует делать на тренировках. Когда он мной пренебрегал (а это было часто), то я тренировался по наитию. Результаты были, как правило, плачевные. По началу я всегда находился в состоянии явной перетренированности. С годами появился опыт, понимание того, что не надо лудить все время и всегда, что где-то надо заставить себя отказаться от тренировки. Хотя бывает, что и сейчас срываюсь и перебираю с нагрузкой. Потом бывает плохо, и думаешь: «Блин, что ж это такое в который раз, двадцать пять лет на лыжах бегаю и двадцать пять лет на одни и те же грабли наступаю».

 

- Ну и какая методика вам все-таки подходит?

 

- Думаю, что в последние лет десять-пятнадцать общее и, как мне кажется, правильное представление о тренировочном процессе у меня сложилось. Бывает, конечно, нюансы, когда в чем-то где-то проколешься, но представление имеется. Дело в том, что в своей практике я достаточно много экспериментировал, так как не был связан ни с какими тренерами, и тренировочные программы писал себе сам. Я проводил разные эксперименты, отходил от традиционной классической подготовки. Например, начинал уже в мае месяце делать прыжковую имитацию с сумасшедшей интенсивностью, начинал делать чересчур много силовой работы. И методом проб и ошибок я пришел к выводу, что та или иная метода для меня просто не подходит. А какие-то методы, возможно, подходят, или не подходят не так сильно.

 

Виктор (shevchenko@delsys.ru) , 12-12-2007 14:35
Артем, какое любимое место катания коньком?

 

- А я постоянно нахожусь в творческом поиске и конкретно в этом году тоже провожу эксперимент. Хотя достаточно давно я что-то подобное уже делал. Я выполнял очень много высокоскоростной работы, но тогда сочетал ее еще и с объемами. Закончилось это очень печально. В этом же году у меня появилась идея четко разделить подготовительный сезон на две части: когда я делал много, но медленно, а потом с какого-то момента начал делать мало, но быстро. Теперь хотелось бы посмотреть, чем же это закончится. Есть некоторые отличия между тем, что я делал сейчас мало и быстро, и лет восемь тому назад много и быстро, поэтому, возможно, в этот раз будет какой-то другой результат. Хотя в моем возрасте трудно рассчитывать на какое-то серьезное улучшение. Но посмотрим, что из этого получится.

 

- Какие любимые коньковые лыжи?

 

- Здравствуйте, Виктор. У меня к вам тоже вопрос: любимое место где? Если вообще, то думаю, что Рамзау, хотя я там ни разу не был. Но очень люблю горы. Если вы имеете в виду Москву, то в данный момент моё любимое место – Одинцово, потому что там более-менее прилично подготовленная трасса. Но тренируюсь я в основном в Битце, потому что мне это удобно. И когда достаточно хорошие снежные условия, то и качество катания там вполне приличное.

 

- Из Атомиков есть какая-то самая любимая пара, на которой вы все время катаетесь?

 

- Атомик

 

- Сколько у Вас лыж?

 

- Безусловно, есть более удачные пары, а есть менее удачные. У меня есть лыжи трехлетней давности, которые в некоторых условиях ведут себя гораздо лучше, чем новые. Ротация, конечно, идет, но с учетом удачности лыж. Неудачные пары быстро уходят, удачные держатся до последнего.

 

Родиков Денис (rodikov@rain.ifmo.ru) , 12-12-2007 21:09
Здравствуйте, ещё раз!
Посмотрел пару Ваших фотографий и сразу возник вопрос: насколько серьёзно Вы работаете над техникой? Не мешают ли Вам недостатки в технике?
Заранее извиняюсь, если я не прав в оценке Вашей техники - видел только две фотографии.
Заранее спасибо за ответ!

 

- Три-четыре пары классических и четыре-пять пар коньковых.

 

- Здравствуйте, Денис, еще раз! Честно говоря, я серьезно над техникой не работаю, потому как, видимо, уже поздно это делать. Свойства мышечной памяти таковы, что переделать что-то уже очень сложно. Хотя я время от времени прошу кого-нибудь снять меня на камеру и пытаюсь делать какие-то выводы. Недостатки в технике мне, конечно, мешают. Но, правда, должен сказать, что многие мои недостатки в технике чисто декоративного характера. То есть папа с мамой сделали меня с Х-образными ногами, и когда я еду классикой, то коленки трутся друг об друга, но на скорости это никак не сказывается, хотя в глаза бросается очень сильно. Я не считаю это недостатком технике. Есть, безусловно, особенно в классике и более серьезные недостатки. Наверное, над ними надо работать, но, к сожалению, у меня нет наставника, который бы помог мне в этом. В коньке во многом мои огрехи в технике тоже декоративные. Вы видели, как бегают Як Мяе или Халвард Ханеволд? Вот, смотря на себя в камеру, я узнаю их во мне и меня в них. Они такие же раскоряченные, что, впрочем, не мешает им бежать быстро. Хотя есть, конечно, и объективные оценки. Согласен, что техника моя далеко не идеальная, особенно в классике.

 

- Видимо, имеется в виду та фотография, которую мы первоначально поставили к новости, где вы бежите на гонке Кузина и Барановой.

 

- Здравствуйте, Алексей. Я последние лет десять занимаюсь промером лыж – база данных очень богатая, думаю, что более 400 пар. Могу сказать, что я лично не заметил какого-либо статистического отличия в разбросе упругих характеристик лыж Фишер от лыж других фирм. Разброс у Фишера в таких же пределах, как и у всех приличных производителей лыж. То же самое можно сказать и о спаренности – она у Фишера тоже не хуже, чем у других фирм. А иногда бывает даже и лучше.

 

Алексей Жилин (a_z@mail15.com) , 13-12-2007 16:00
Здравствуйте, Артём!
Несколько вопросов о лыжах как инвентаре. Есть несколько распространенных мнений о фишере:
- разброс упругих характеристик выше среднего среди ведущих производителей - как в пределах группы жесткости (stiff, soft), так и в пределах пары (изменилось ли что-нибудь за последний 1-2 года?)

 

- Отчасти это верно, но только в том плане, что среди Фишера от сборной вероятность найти хорошие лыжи гораздо больше. Но я встречал и полную дрянь от сборной, и прекрасные лыжи из магазина. Так что вопрос лишь в попадании, но и только.

 

- Фишер "от сборной" и Фишер из магазина (пусть специализированного) - небо и земля.

 

- Да, возможно, это так, но любой универсализм имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Я думаю, что вы догадываетесь, какие. Универсальные лыжи, в том числе это касается и Фишера, как правило, едут всегда достаточно прилично. Но в некоторые погоды другие фирмы могут очень здорово выигрывать у Фишера. Хотя все очень относительно: можно найти и узкоспециализированный Фишер, и широкодиапазонный Мадшус.

 

- Фишер наиболее универсальные лыжи для типичных российских трасс.

 

- Я думаю, что не стоит ограничивать себя лыжами одной модели одного производителя. Надо взять лыжи разных марок с учетом общепринятых мнений. Как то: коньковый Россиньол едет, как правило, только по жестким трассам, Мадшусы очень узкоспециализированные, как правило, какая погода на них написана, в такую они и едут, Атомик с Фишером более универсальные. Но наиболее универсальный – Фишер. Не надо забывать, что у всех брэндов есть и недостатки. Например, Мадшус, при том, что это, безусловно, очень хорошие лыжи, однозначно более хрупкие и менее долговечные, чем все остальные марки. Россиньол на мягких трассах почти всегда проигрывает основным брэндам за исключением каких-нибудь особо выдающихся пар. Среди Фишеров часто встречаются «рысклявые» пары.

 

Какие модели гоночных лыж посоветуете для московского региона (пусть 2 пары конёк и 2 - классика)?

 

- Хоть я и связан определенным образом с этой фирмой – доподлинно я вам ответить на этот вопрос не могу по причине того, что есть просто безумное количество разного рода переходных вариантов. Через меня проходит даже слишком много экспериментальных вариантов. Для официальной топовой модели - последние два года (06-07,07-0 Атомик выпускает абсолютно одинаковую модель, разницы никакой нет, даже раскраска та же самая.

 

Об Атомик.
- Есть какие-то отличия моделей текущего сезона от прошлогодних?

 

- Тут о топовых моделях последних двух лет могу сказать совершенно точно. Обычные «продажные» лыжи выпускаются только в одной модификации: это прямые носки, ростовка 192-186-180-174 см. конёк,191,196,201,206 см. классика. Тип пластика ставится один и тот же – на фирме его называют универсальный теплый. Лыжи делятся в коньке на жесткие и мягкие, в классике – на мягкие, средние и жесткие. Также лыжи отличаются по температурному диапазону. Это отличие зависит только от величины контактной зоны лыжи. То есть для холодных условий это достаточно большая площадка, для теплых условий – маленькая контактная зона. Штайншлифт на всех лыжах тоже одинаковый. В спортцехе вариантов больше. Там помимо стандартной геометрии, существует геометрия с зауженным носком и укороченной лыжей: ростовки 190, 184 и 178 см. Также там появляется холодный более жесткий пластик. Деления по весу на категории там нет. На лыжах просто стоят цифры, по которым можно определить, на какой вес эта лыжа предназначена.
Если говорить о цифрах конкретно, то это много раз обсуждалось на форуме вашего сайта. Об этом довольно подробно рассказывал добровольный помощник фирмы Атомик Сергей Бирюков. Общая тенденция такова, что в после годы Атомик больше рекомендует ориентироваться не на clime (двузначная цифра, которая обычно пишется внизу и определяет зазор), а на middle flex (это средняя из трех цифр, если это лыжа из спортцеха, и верхняя цифра, если это обычная лыжа). Формула здесь такова: половинный вес + 20-30 для конька, + 5-10 для классики. К примеру, если вы весите 70 кг, то ваш половинный вес составляет 35 кг, соответственно плюс 20 будет 55, плюс 30 – 6 Соответственно вам нужны лыжи со значением этой цифры от 55 до 6 Причем на фирме считается, что лыжи со значением 65 будут более подходить для жесткой трассы (естественно для 70 кг), 55 – для мягкой, а посередине и будет какой-то средний вариант. Для классики все то же самое. Если ваш половинный вес 35, то для классики эта цифра должна иметь значение от 40 до 45 с такими же поправками на жесткость. То есть 45 – для жесткой трассы, 40 – для мягкой, причем фирма оговаривает, что если человек очень опытный и хорошо толкается, то и лыжи он может взять пожестче. Но это касается исключительно спортцеховских лыж, потому что в последние годы фирма Атомик резко облегчила ситуацию для рядового потребителя и стала писать на обычных лыжах во втором ряду весовой диапазон в килограммах, на который рассчитана конкретная пара лыж. В третьем ряду написана эта же цифра, но в фунтах (для тех, кто не умеет в килограммах считать).

 

- Какие варианты конструкции или геометрии выпускаются и как они отражаются в маркировке?

 

- Однозначно, даже несмотря на то, что я ангажирован этой фирмой, могу отметить очень приятную работу лыж. Безусловно, можно найти неудачные лыжи и среди Атомиков, но все-таки здесь вероятность нахождения хорошо работающих лыж намного больше, чем среди других марок. Под хорошей работой я имею в виду, например, хорошую курсовую устойчивость коньковых лыж, то есть лыжи, как правило, не рыскающие, если они правильно подобраны по весу, и очень комфортные в толчке. Вот самая, пожалуй, сильная сторона, которая бросается в глаза всем любителям лыжного спорта. Из других ярко выраженных сильных сторон Атомика можно отметить легкость лыж, потому что на данный момент это одни из самых легких лыж на рынке.

 

- В целом, какие сильные стороны лыж можете отметить? Спасибо.

 

- Добрый вечер, Владимир, вопрос хороший. Во-первых, степень влияния разных факторов на скольжение, конечно же, непостоянная, она зависит от многих условий. Но в общем и целом я бы расставил приоритеты таким образом. На первом месте распределение жесткости лыжи по ее длине, то есть эпюра. На второе место я бы поставил микрорельеф скользящей поверхности, то есть структуру лыжи. На третье место поставил бы смазку, на четвертом – материал скользящей поверхности. Жесткость лыжи – понятие достаточно относительное. Скажем, для классической лыжи жесткость может быть даже важнее, чем все остальные параметры. Для коньковой лыжи жесткость играет значительную роль на очень жестких трассах, на льдистых трассах. Например, «Открытие сезона в Битце» в этом году – ледовое побоище. У меня есть одна пара лыж, которая не очень хорошо едет по любым погодным условиям кроме льда. Но главный ее козырь не столько хорошее скольжение по льду, сколько очень высокая курсовая устойчивость. После финиша я давал эти лыжи покататься некоторым людям, и они говорили, что на таких лыжах, как на коньках, можно бежать и не по такому даже льду. Вот в таких исключительных условиях жесткость лыжи может выйти на первое место, потому что неправильно подобранные по жесткости коньковые лыжи, как правило, очень неустойчивы. То есть, если лыжа вам мягка, то она будет сильно «рыскать».

 

Владимир Житенев (vova@ofpk.spb.ru) , 13-12-2007 17:08
Артем, спасибо за согласие пообщаться. Мои вопросы:
Мнение о соотношении факторов, оказывающих наибольшее влияние на скольжение:
- Жесткость лыжи;
- Ее распределение по длине (эпюра);
- Материал СП;
- Есть мнение, что материал СП анизотропен и неоднороден в объеме заготовок, поставляемых производителями пластика, и в силу этого различаются свойства СП лыж, изготовленных на одном конвейере. Можете это прокомментировать?
- Микрорельеф СП;
- Смазка;

 

Можно ли считать степень влияния разных факторов постоянной, или она зависит от условий (скорости, состояния трассы)?

 

Приоритеты я расставил, теперь отвечу на вопрос об анизотропности пластика. Опыт циклевки подсказывает, что иногда у фирм бывают «залёты», то есть партии лыж с относительно некачественным пластиком. Не буду называть марки, но в моей практике мне доводилось натыкаться на всякий мусор в пластике, и при циклевке это чувствовалось. Но это скорее исключение, чем правило, так как обычно при циклевке пластик достаточно однороден, так что вряд ли этот фактор сколь либо сильно сказывается на скользящих свойствах лыж. Вообще тип пластика сказывается на скольжении только в экстремальных условиях. Например, графитовый пластик «едет» примерно одинаково у всех производителей. Вот полиэтилен без графита может сильно отличаться по скольжению, а графитовые поверхности довольно близки по своим параметрам. Хотя далеко не все они одинаково реагируют на циклевку. Некоторые пластики даже топовых моделей не очень хорошо циклюются.

 

Подбор циклей под различную структуру снега: в чем различие получаемых структур? В чем причина их различия?

 

- Как я только что говорил, на жестких и леденистых трассах выползает вперед жесткость лыжи, при мокрых и водянистых условиях, хоть эпюра по-прежнему играет превалирующую роль, но резко возрастает и значение структуры лыжи и смазки. Иногда бывает, что роль микрорельефа и смазки вплотную приближаются, а порой даже немного превосходят фактор эпюры.

 

Отношение к качественному штайншлифту?

 

- Отличие структур заключается в глубине и частоте бороздок. Причина их различия, естественно, в заточке цикла и иногда в материале, из которого он изготовлен. Более грубый наждак дает более зубатую поверхность кромки, соответственно получается менее частая, но более глубокая и более широкая структура. А общий принцип таков: более мелкая и частая структура – на холод, более глубокая и редкая – на тепло.

 

Необходимость применения накаток и риллеров

 

- Хорошее. Качественный штайнлифт – это хорошая вещь, я уже об этом говорил.

 

Ваша процедура выбора лыж и смазки не гонку: сравниваете ли разные пары до подготовки и варианты самой подготовки. Как проводите сравнение?

 

- Очень часто применение накаток дают очень большую прибавку в скольжении, однако надо пробовать в каждом конкретном случае. Естественно, при плюсовых температурах и температурах близких к нолю польза от накаток и риллеров более существенна. Хотя бывали случаи, когда и в -15 накатка давала преимущество.

 

- Используете ли откатчик?

 

- Последние годы очень не хочется заморачиваться, поэтому я обычно готовлю несколько пар лыж с разными вариантами, непосредственно перед гонкой их откатываю и выбираю субъективно и объективно лучшие. Провожу сравнение на выкат на обычной откаточной горке, а также присушиваюсь к субъективным ощущениям при подъеме в гору.

 

Оправдано ли, на Ваш взгляд, мнение об оптимальности применения смазок, которые производятся и тестируются в основном в регионе, схожем по климату с "местом боя"? Или есть любимые варианты, не подводящие никогда?
Спасибо за беседу. Удачи на снегу и в жизни!

 

- Нет, не использую, потому что у меня его нет, хотя вещь хорошая. Еще с моей точки зрения не может быть таких вариантов, что лыжа едет быстрее, но выкатывается на меньшее расстояние. Да, возможен вариант, что лыжи выкатываются в одну точку, но одни едут быстрее, но так, чтобы ехали быстрее, но меньше выкатывались – это, по-моему, нереально. Хотя люди занимающиеся откатчиками могут меня поправить.

 

Aнатолий Нестеров (toolir2007@yandex.ru) , 13-12-2007 22:55
Вопрос - просьба. При ответах на вопросы (которые чуть ниже), можно ли мнение, основанное на фактах, описать ощущениями? Как часто ощущения от тестирования лыж противоречат фактическим результатам? (Ну, например, делаю ускорение на коньковых лыжах, нормальных ботинках, меняю на туристические ботинки, классические лыжи (ход коньковый), разница в ощущениях очевидна, а время оказывается одинаковым).

 

- Думаю, что такое утверждение не совсем верно, так как понятие «схожий климат» довольно относительно. В Финляндии и в Кировске, вроде бы, схожий климат, однако снег может быть очень разным. Поэтому я бы сказал, что есть смазки, которые в том или ином месте едут лучше, чем другие, такое возможно. Но, например, то, что Swix делается в Норвегии, никак не означает, что погодные условия должны быть близки к норвежским. Думаю, что это мало связано. Может быть, по типу снега по соотношению формы снежных кристаллов и влажности, наверное, должно быть что-то похожее, но просто климатическая зона может быть одной и той же, но снег может быть совершенно различным и наоборот.

 

Самые интересные эпизоды из борьбы на соревнованиях?

 

- Иногда так бывает, что ощущения меня обманывают. Хотя вопрос в том, что значит обманывают. Если вы откатывали лыжи и нашли лучшую пару среди своих, и вам кажется, что она едет очень здорово, то это не значит, что она едет лучше, чем у соперников. Но говорить в данной ситуации, что вас обманули ваши ощущения, наверное, было бы неправильно. Все равно они были лучшими из ваших лыж, другое дело, что они были хуже, чем у соперников. Так что трудно ответить на этот вопрос.

 

Владимир Фёдоров (fedorov-vi@livdep.mos.ru) , 14-12-2007 09:45
- Артем, участвуете ли Вы в беговых марафонах?

 

- Ой, их было так много. Вот совсем недавно, года три тому назад была чудовищная пурга на «Празднике Севера». Не безызвестный, может быть, вам Алексей Барышников ехал со мной и где-то посередине первого круга сказал: «Тём, может, ну его на хрен? Поехали домой! В гробу я видал это марафон!» Я ему тогда говорю: «Слушай, ну как ты домой-то поедешь, мы же заблудимся в такой пурге! Уж давай круг доедем, а там будем решать, сходить или нет». Так мы с ним и доехали в итоге даже два круга. У меня была очень интересная сосулька, её надуло с одной стороны от усов, и она практически касалась плеча, а с другой стороны сосульки не было. Еще один интересный эпизод спортивной борьбы – это поведение Миши Ботвинова на одном из «Праздников Севера».

 

- Каковы у Вас годовые объемы? Сколько из них бег, роллеры, велосипед, лыжи?
Спасибо.

 

- Здравствуйте, Владимир. Нет, в беговых марафонах я не участвую.

 

malex (malex001@mail.ru) , 14-12-2007 20:55
День добрый.
(часть вопросов будут нудными, sorry :)
- Рост-вес-длина палок-лыж (конёк-классика)

 

- Если вас интересуют километры, то часто бывает по-разному, но минимум шесть тысяч, максимум - восемь. На велосипеде почти не катаюсь, чисто эпизодически. По объему примерно половина – это лыжи. Из оставшейся половины две трети – роллеры, треть – бег с имитацией.

 

- любимая марка лыж, палок.

 

- Добрый день, malex. Мой рост - 175 см и вес – 70-72 кг. Длина коньковых палок – 160 см, классических – 147-150 см, коньковых лыж – от 184 до 192 см, классических – преимущественно 201 см.

 

- Любимые смазки держания-скольжения. Можно конкретно (лучше), можно брэнды.

 

- Любимая марка лыж – Atomic, палок – Swix.

 

- Раз уж речь зашла о мази -1/-3 от фирмы Rode, скажите, чем отличается обычный вариант от fast со фтором?

 

- Из смазок держания: Swix и Rode. Из смазок скольжения: Swix, ToKo и Rex. Но это не значит, что другие мази плохие, просто другими я не пользуюсь, потому что я считаю, что надо пользоваться чем-то одним и знать про это всё, чем пытаться опробовать все остальное. К тому же у меня просто нет на это времени и финансовых возможностей. Безусловно, хорошая линия смазок держания Krystal, особенно зеленая и синяя. Традиционна хорошая мазь Super -1/-3 от фирмы Rode, чуть хуже вариант -3/-7 той же фирмы. Очень неплохие, на мой взгляд, все жидкие «кристаллы» за исключением теплой 2/1 Из порошков наиболее универсальна Cera F, хотя и среди российских порошков можно встретить очень неплохие варианты.

 

- Делаешь ли на свои лыжи штайншлифт? Если да, то где и какой?

 

- Как раз хотел сказать, что Rode Super со фтором и без фтора очень сильно отличаются друг от друга, но и та и другая мази хорошие для своих погодных условий. В дополнение к этому скажу, что обычная мазь Rode 0/-2 без фтора – мазь не очень удачная и достаточно капризная, а вот фтористая 0/-2, на мой взгляд, очень удачная мазь.

 

- Используешь ли блоки и гели-эмульсии? А на дистанции больше 30 км?

 

- Нет, на свои лыжи я штайншлифт не делаю.

 

- Чем питаешься во время марафонов?

 

- Да, я использую блоки и эмульсии. Даже иногда пытаюсь применять их на марафонах, но на марафонах это, как правило, дает отрицательный результат.

 

- Возите питание с собой, или у вас есть группа поддержки?

 

- Использую специализированные спортивные напитки и гели. Последнее время гель мне очень нравится, его, конечно, очень сложно есть, но испытываешь очень сильный прилив энергии после пожирания оного.

 

- Можно узнать какие-то конкретные цифры об избираемых для себя лыжах (классика/конёк, мягкая/плотная трасса). Типа, остаточный прогиб или вес полного зажатия?

 

- Если есть возможность использовать группу поддержки (спасибо жене, детям, а также многочисленным друзьям), то лучше ею пользоваться. Если марафон из точки в точку, или я где-то один, то бегу с «кэмелбэгом». То есть везу на себе.

 

- Как часто читаешь ЛС форум? Может, и писать будешь? ;)

 

- Значит, постольку, поскольку катаюсь на лыжах Atomic, то могу сказать конкретно. По классике: остаточный прогиб от 0,8 до 1,2, при этом вес полного сжатия от 40 до 4 По коньку: в зависимости от ростовки остаточный прогиб может быть от 2 до 3,1 на коротких лыжах, вес полного сжатия колеблется от 52-54 до 65-68.

 

- Отношение к последним событиям на ЛС?

 

- Когда я в Москве, то читаю форум «Лыжного спорта» очень часто. Писать? Может быть, буду.

 

- Сколько боевых пар лыж имеешь?

 

- События очень разные, поэтому и отношение к ним совершенно различное.

 

- Где вкатывался в этом году? В Сыктывкаре? Сколько километров в неделю? :)
- В этом году вкатывался в Кировске. Количество километров в неделю колебалось от 250 до 30 Тренировочный цикл составлял семь дней: шесть тренировочных и один день отдыха. Первые две недели я посвятил объемам, то есть растягиванию желудочков и желудка. Вторые две недели я в основном делал скоростную работу: коротко и быстро. Это как раз мой новый эксперимент – первый раз на снегу начал такими делами заниматься. Пока результата нет (смеется).

 

- На данный момент имею три пары классики и пять-шесть пар конька.

 

- Это для нас. А для грандов он уже в середине.

 

- Ну, ничего, сезон только начался (беседа состоялась 3 января).

 

- На вкатке примерно пополам, а вообще, конечно, преимущественно катаюсь коньком, хотя бы потому что коньковых соревнований гораздо больше.

 

- Соотношения классика/конёк на вкатке, да и вообще?

 

- Сложный вопрос. Может быть, Мурманск прошлого года, может быть, позапрошлогодняя Москва. Это если судить по результату. В Мурманске у меня была реальная возможность попасть в десятку, и лишь чистая случайность помешала мне это сделать. Конечно, после драки кулаками не машут, но мы ехали с Мишей Климовым, причем я чувствовал себя очень комфортно, особенно в подъёмах. Но за 13 километров до финиша я сломал палку, упустил Мишу, который в итоге стал восьмым. Я думаю, что я бы реально был где-то с ним рядом, а так проиграл ему минуту. Хотя, в принципе, попадание в десятку – это не самоцель. Конечно, в прошлом году в Мурманске не было сборников, по крайней мере, наших российских, поэтому это не такой уж и блестящий результат. Но с другой стороны три-четыре минуты проигрыша Долидовичу для нашего чайникового уровня – это, наверное, всё-таки неплохо.

 

- Лучшая твоя гонка за последние три года?

 

- В каких условиях наиболее вероятно, что можно/нужно бежать на голых (без парафина и пр.)

 

Если вспоминать позапрошлогоднюю Москву, то там было интересное ощущение, что ехал абсолютно без информации по гонке, особо не упираясь, а оказалось, что выиграл. Это была гонка на 15 км коньком.

 

- Какие трассы в Москве самые грязные? Чистые?

 

- Мой опыт говорит, что на голых лыжах можно бегать практически во всех условиях кроме сильного мороза. Как ни странно, но по сильному морозу голые лыжи у меня не ехали никогда. А вот в слабый мороз и даже в плюс иногда голые лыжи ехали очень неплохо. Я вам расскажу такой случай интересный. Лет 10 тому назад, когда «Красногорскую лыжню» проводили в Раменском, один мой знакомый тренер, небезызвестный Тартынский тренировал свою будущую жену Ольгу Космачеву. Достаточно сильная гонщица на тот момент. Она во времена Лазутиной и Даниловой была железно во втором десятке, то есть это был очень приличный результат. И вот он мне принес лыжи, чтобы я их проциклил и подготовил к гонке. И я ему сделал лыжи. Была абсолютно сопливая погода: +3 и какая-то совершенная каша под ногами. На следующий день он ко мне подошел и сказал, что он вечером откатывал лыжи, у него было пар пять-шесть, все на порошках, но самый лучший результат дали абсолютно голые лыжи, которые сделал я. Видимо, структура, которую я сделал, была тогда гораздо важнее, чем порошки, нанесенные на лыжи. Но это еще не означает победы голых лыж. Возможно, если бы на эту структуру нанести еще и порошок, то эффект был бы еще лучше.

 

- Сколько пар готовишь к гонке? Сколько тратишь на пару?

 

- Даже одна трасса в разных местах отличается по грязности и чистоте. Но самая грязная трасса в Москве – это, наверное, лыжня в Измайловском парке. Она проложена в черте города, в парке очень много гуляющих, собак, плюющих и курящих людей, разбрасывающих бычки. Чисто, наверное, в полях в Битце, может быть, на Планерной. В лесу, сами понимаете, грязь может присутствовать даже в самом чистом месте: веточки, иголки, листочки.

 

- Лучший вариант на скольжение при -15? При +5 (весна)? ...если готовить одну пару!

 

- Это зависит от гонки. На гонки, которые для меня неважны, лыжи вообще не готовлю. По максимуму готовлю четыре-пять пар лыж: больше физически невозможно подготовить одному человеку. На пару уходит минимум час.

 

- Изменились ли какие-то взгляды после того интервью для журнала ЛС?

 

- На этот вопрос конкретно ответить невозможно. Есть очень много вариантов, и назвать из них лучший я не возьмусь. Могу сказать, что при морозе если не лучший, то, по крайней мере, один из лучших бывает вариант обычных бесфторовых старых добрых Рексов -7/-25 или -10/-2 Вот, пожалуй, единственное, что могу сказать на этот счет. По воде настолько много удачных и неудачных вариантов, что назвать какой-либо один я не решусь.

 

- Расскажите, что за чудо-щетки вы используете для нанесения структуры?

 

Немного изменились. Поменялись даже не столько взгляды, сколько методика циклевки. Я перестал варьировать циклы в зависимости от погоды. Поскольку у меня появилась хорошая накатка, я практически одинаково циклюю лыжи на любую погоду, а дальше уже при помощи накаток и, что очень важно, специальных щеток добиваюсь нужной структуры. Только накатка не даст такого эффекта. Дело в том, что очень сложно сделать так, чтобы циклы с грубым заусенцем не рвали пластик. Поэтому гораздо проще отциклевать лыжу аккуратным холодным циклом и уже потом нанести необходимую структуру при помощи щеток и накаток. Это, пожалуй, основное изменение. К тому же с тех пор прогресс не стоял на месте, и качество штайншлифта постоянно продолжает улучшаться. То есть я с бОльшим почтением стал относиться к штайншлифту.

 

- Сколько марафонов бегаешь в год? Всего гонок?

 

- Это обычные стальные и медные щетки. Например, одну щетку я нашел в зоомагазине. Она имеет изумительный рисунок на воду. К сожалению, никак не могу найти похожую, так как щетка уже начинает стариться, и надо искать ей замену. Изначально она была предназначена для вычесывания собак.

 

- Летом соревнуешься? Что именно?

 

- Марафонов бегаю пять-семь в год, гонок – от десяти до двадцати.

 

- Что СИ делает не 2 тренировки, а три мы знаем :) Каково твое тренировочное расписание? Подъем, отбой, работа, 1я, 2я... 3я тренировки :)

 

- Летом практически не соревнуюсь. Делаю контрольные тренировки по максимуму, иногда кроссы, приятельские соревнования. Экономлю нервную энергию, мне хватает зимы выше крыши, так как я очень волнуюсь по поводу всех стартов.

 

- Где последний раз пробежал по МС?

 

- Дорогие друзья! Я открою вам страшную тайну. Я в свое время обещал никогда и никому об этом не рассказывать, но я не могу больше молчать. Дело в том, Сережу Иванова мы знаем очень давно. Когда-то он бегал быстро, но прилично быстро. В какой-то момент своей жизни он вдруг поменял работу, ушел из лыжного мира (магазин) и принялся бежать просто неприлично быстро. Сразу же возник вопрос, в чем же дело. Вы знаете, поскольку я имею некоторое отношение к силовым структурам, у меня есть куча знакомых, так вот этих людей тоже заинтересовала сложившаяся ситуация. Провели тщательное расследование: прослушка, просмотр, слежка. И вот что я вам должен сказать: «Наш Серега Иванов – это не Серега Иванов!» Дело в том, что на том рубеже, когда он ушел из «Лыжного мира», это было не на ровном месте. В тот самый момент нашего милого доброго Серегу украла враждебная нам инопланетная цивилизация, предположительно из созвездия Альдебаран. А вместо него был заслан киборг-убийца – полная копия нашего Сереги. Дело в том, что враждебная нам инопланетная цивилизация очень хочет очистить нашу планету для колонизации, однако псевдогуманистические соображения не позволяют им просто нас уничтожить. Они хотят, чтобы мы сделали это сами, то есть, чтобы мы самоуничтожились. Именно с такой целью и был заслан киборг-убийца под названием Сергей Иванов. Он своим проникновенным, честным, открытым взглядом, милой улыбкой, своими высказываниями призывает нас тренироваться по три раза в день в перерывах между работой. Милые мои земляне, не делайте этого ни в коем случае, иначе мы самоуничтожимся. Те, кто поздоровее, будут умирать долго и мучительно. Тем, кто послабее, повезет, и они погибнут сразу же. Имейте в виду, это происки враждебной цивилизации. Земля должна принадлежать людям, так что никогда так не делайте. Также в силовых органах мне объяснили, почему до сих пор резидента враждебной цивилизации не накрыли. Просто сейчас идет сложная игра противовесов и сдержек – его не могут просто так прикрыть. Но наш милый Серега не здесь, он там и, наверное, мается в застенках этой цивилизации, а это не он, а злобный киборг-убийца, не слушайте его, люди!
Это относительно Иванова. Что касается тренировок, то ситуация такова, что я, не ходя на работу, три тренировки не могу делать в принципе. Даже будучи на сборах в последнее время мне и две тренировки уже даются тяжело. В стандартном недельном цикле я обычно делаю не больше трех дней по две тренировки. Зарядку я, правда, не считаю. Когда я на сборах, то подъем строгий – семь утра, отбой относительно строгий – от одиннадцати вечера до трех ночи, нет, даже до пяти утра. Иногда работаю и на сборах, циклюю лыжи. В Москве тренировка, как правило, одна. В лучшем случае иногда вечером выхожу побегать кроссик. Когда нет второй тренировки, то бывает, что я на работе, хотя вся моя работа подстроена под тренировки. Но такого беспредела, как СИ, я позволить себе не могу. Мне очень хочется жить, у меня дети, и скоро будут внуки.

 

Aнатолий Нестеров (toolir2007@yandex.ru) , 14-12-2007 23:10
Опиши, пожалуйста, работу лыж разных марок своими словами.

 

- В Мурманске в прошлом году.

 

Работа лапок: какие лучше на какой трассе?

 

- Коньковый Rossignol – очень большая пружина, едешь, как на батуте, раскачивает вверх-вниз, Fischer – как правило, мало устойчивые лыжи, но скользкие, Atomic – супер, Madshus – очень длинные пятки и короткие носки, по началу очень непривычно и неудобно.

 

Работа ботинок?

 

- Естественно, чем мягче трасса, тем шире лапка. Чем больше лапка, тем больше инертность палки на выброс. Поэтому по возможности надо ставить лапки поменьше, но не надо забывать, что если лыжня мягкая, то на маленьких лапках вы погибнете.

 

- Съедают скорость?

 

- Мне трудно ответить на этот вопрос однозначно, я не так много пробовал ботинок. Но ботинок должен быть достаточно комфортным и достаточно хорошо контролировать лыжу. Еще желательно он должен быть теплым, чтобы на морозе не было необходимости пользоваться чехлами, которые съедают скорость.

 

Мнение о термобелье и гоночных костюмах?

 

- Да. Хорошие обтягивающие чехлы еще более-менее, а если чуть уже болтаются, то на спуске они будут скрестись о лыжню, шуршат, цепляются, и это все в итоге сказывается на результате.

 

Iгор (ig-p@yandex.ru) , 17-12-2007 09:38
Артем, здравствуйте!
Многократно наслышан о Вас как Мастере и Мастере от многих лыжных именитых и любителей.
Вопросы к Вам.
Как Вы считаете, для мастерства подготовки лыж Вашего уровня необходим талант (или что-либо незаурядное) или терпение и труд все перетрут?

 

- Мнение хорошее. Хорошее термобелье – это очень приятная вещь также как и гоночный костюм. Это не только приятная, но к тому же еще и полезная вещь.

 

Что больше нравится: готовить лыжи или гоняться? В чем наибольшее удовольствие в первом и втором?

 

- Здравствуйте, Игорь. Не считаю себя уж очень большим мастером. Все опять же относительно. Скажем, в мире профессионалов около сборной команды есть люди и циклящие ничуть не хуже меня, а уже тем более во много раз лучше готовящие лыжи с помощью порошков и парафинов. Что касается таланта, то думаю, что тут дело совсем не в нем. Терпение, да, нужно. Другое дело, что терпение – это тоже своего рода талант, ведь далеко не каждому человеку свойственно быть очень терпеливым. Но практически любой терпеливый человек может добиться того же самого.

 

Сколько раз можно проциклить среднестатистическую среднеубитую лыжу до начала ее превращения в декоративный элемент?

 

- Естественно, гоняться гораздо больше нравится. Когда лыжи готовишь по тридцать пар за неделю, то от них уже просто тошнит, и смотреть на них не хочется. Но, конечно, когда две-три недели этим не занимаешься, то иногда и подготовить лыжи в удовольствие. Но наибольшее удовольствие в подготовке – это радость клиентов от хорошо скользящих лыж. А в чем удовольствие от гонок, надо спросить у психоаналитиков или сексопатологов, потому как это явление сродни садомазохизму. Как нормальный человек может получать удовольствие от пены у рта, звона в ушах и вкуса крови во рту? Однако мы получаем.

 

С возрастом побеждать помогает опыт и мудрость или "заматеревший" организм?

 

- Когда ко мне приходят люди с просьбой проциклить лыжи, то я им часто задаю такой вопрос: «Вам нужно хорошее скольжение или идеальная внешность?» Это не одно и то же. Если мы получаем идеальную внешность, то есть практически новую лыжу, а это возможно даже с сильно убитой лыжи, то пластика спускается очень много, и две-три такие циклевки могут превратить эту лыжу в декоративный элемент. Если вам нужно хорошее скольжение, и не нужно выбирать каждую мельчайшую царапину, то проциклить можно и двадцать раз.

 

Есть ли различия по Вашим ощущениям между пластиком известных лыжных брэндов при циклевке?
Спасибо за ответы!
Желаю только успехов и побед!

 

- По себе могу сказать, что лет до 37 помогал заматеревший организм. Дальше, к сожалению, помогает только опыт и мудрость.

 

Отличия в пластиках есть по насыщению графитом, жесткости и, я бы так сказал, ощущению жирности. Пластик теплого Fischer по ощущениям очень жирный, даёт блестящий срез и легко стрижется. Atomic и Rossignol - достаточно сухие лыжи. Но у Atomic много графита, а у Rossignol просто сухость как таковая.

 

- Да, конечно, пластик разных брэндов очень сильно отличается друг от друга. Пластик Atomic очень сильно насыщен графитом. Настолько интенсивного черного цвета, настолько пачкающего пластика нет ни у одной другой фирмы. И в официальных документах проходит то, что самый богатый графитом - это именно пластик Atomic. Теплый пластик Fischer очень сильно отличается от холодного по жесткости и по графитовому содержанию. Пластик Rossignol по ощущения более сухой, хуже поддается циклевке. Теплый и холодный Madshus раньше тоже очень сильно отличались друг от друга. По новому точно не могу сказать. Подводя итог, скажу, что Atomic отличается от любого Fischer, любой Fischer, и холодный, и теплый, отличается от любого Rossignol. И все они отличаются от Madshus.

 

- Я не очень люблю из-за этого сухого пластика циклить Rossignol. Мне даже кажется, что из всех лыжных брэндов циклевка меньше всего помогает именно Rossignol. По моим наблюдениям, из людей, приходивших с такими лыжами, чаще встречались недовольные моей работой. Не потому что я работаю некачественно, а потому что, с моей точки зрения, пластик Rossignol не очень подходит под циклевку. Он действительно сухой, он действительно выковыривается, как-то кусочками вырывается, и идеальный срез на нем очень сложно получить. Примерно такие же вещи наблюдались на холодных Madshus. Теплые же хорошо циклились. Так что, как правило, сухой пластик – это холодный пластик. В принципе, по морозу он едет достаточно неплохо. Но должен заметить, что у предыдущих Rossignol’ов, как и у Atomic’ов, по химическому составу разницы в пластиках между теплым и холодным не было. То есть пластик не делился на холодный и теплый, а у Rossignol и вовсе лыжи не делятся на холодные и теплые, а различаются лишь по жесткости. Если я не ошибаюсь, то у Madshus сейчас тоже нет деления на холодные и теплые. Есть только по жесткости: универсал, мягкая трасса, жесткая трасса. Поэтому раньше разница в пластике между холодными и теплыми Madshus была ощутимой, а теперь пластик стал ставиться одинаковый. Не знаю, правда, касается ли это спортцеховских лыж. Возможно, там, как и у Atomic, есть какие-то отличия от лыж серийных.

 

- Говорят, что если лыжи сухие, то они будут плохо ехать. Имеет ли это утверждение под собой какие-либо основания?

 

- Когда циклю, то снимаю полностью. Другое дело, что новые лыжи со штайншлифтом я не циклю, а лишь чуть-чуть прохожусь циклом, как бы снимая ворс. Но таким образом я просто приглаживаю штайншлифт. Если стоит задача отциклевать лыжи, то, естественно, штайншлифт снимается полностью.

 

malex (malex001@mail.ru) , 17-12-2007 11:13
вчера катался с одним нашим ветераном. Он читает ЛС, но не пишет. По его просьбе вопрос (от П.В.В.)
- Когда циклишь лыжи, штайншлифт снимаешь полностью? Какие-то варианты?

 

- Людей, конечно, очень много, некоторых можно вспомнить. Несколько раз на марафонах я ехал с Олегом Кочетковым. Работает Олег нормально: тянет, не сачкует, - а особенность такова, что у Олега всегда очень хорошо едут лыжи. Видимо, сказывается то, что он работает сервисменом, и у него огромный смазочный опыт. Меня не спасает даже умение хорошо циклить лыжи. Было очень мало случаев, когда у меня лыжи ехали лучше, чем у него. Иногда ездил с маленьким Васей (мастер спорта международного класса, неоднократный победитель известной гонки «Лыжня России» Василий Ильин), хотя редко. Вот уж кто сачок, так сачок: отсиживается до последнего, когда его пытаются выпихнуть вперед, изображает из себя подраненную птицу, хромающую на одну ногу и волочащую крыло по снегу. Он же очень силен на финише. Волочащееся по снегу крыло вдруг поднимается вверх, он начинает порхать над лыжней и рвет всех в клочья. Лёша Барышников, когда мне удаётся догнать его к середине дистанции (что случается всё реже), встречает меня фразой: «Это опять ты, сидел бы лучше дома». Интересны и региональные марафоны. Например, который год езжу на марафон «Европа-Азия», и который год Иван Захаров, очень сильный местный уральский гонщик, между прочим, международник, в одном и том же месте делает ускорение. Есть такая гора Хрустальная или Чубарова (уральцы меня поправят), это затяжной подъем примерно на 12-13 километре дистанции. Каждый год он на этом подъеме уходит в отрыв. Я всегда к нему готов, к этому рывку, но никогда не могу за ним удержаться.

 

и от меня еще:
Видимо на марафонах очень часто едешь в пачке с одними и теми же людьми. Кто это чаще всего? (пяток Ф.И.) Какие у них особенности? Кто силен на финише? Кто сильнее дистанционно? Кто тянет лямку? Кто сачкует? У кого чаще едут лыжи лучше, у кого хуже? (Все, включая себя, и в сравнении)

 

- Зачастую, да. Но иногда он уходит в отрыв не один, убегают вдвоем-втроем с местными ребятами, но я никогда в этой компании не оказывался и занимал там самое лучшее четвертые-пятые места.

 

- И в итоге он уже на 12 километре решает судьбу гонки?

 

- На подъеме надо убегать от тех, кто слабее. Это проще сделать, чем на равнине.

 

- От кого надо убегать на подъеме?

 

- Как сказал в своем интервью журналу «Лыжный спорт» Паша Пыжов: «Имею некоторые обязательства перед МВД». Еще я помогаю одной из лыжных фирм в распространении их продукции.

 

Чем зарабатываешь деньги? (профессия)

 

Спасибо за ответы.

 

Valentin R (valkus@gmail.com) , 17-12-2007 14:08
Артём, здравствуйте, можете ли поделиться фотографии своих циклей и видеороликом процесса? Единственное доступное видео циклёвки находится на сайте Леонида Кузьмина а этого очень и очень мало.
Вчера заточил циклю о шкурку и опять начал практиковаться. Кажется я начал видеть разницу между хорошо отциклёванной поверхностью и плохо. (хорошо имеет гладкий черный цвет, плохо - вкрапления и полосы серого) - Правильное ли это наблюдение.

 

Иван Батраченко (leboss@bk.ru) , 17-12-2007 16:37
Здравствуйте.
Вопрос о тренировках:
Вы ведете подсчёт объема в километрах если да то дайте, пожалуйста, ответ на следующие вопросы:
- Объем на роликах в подготовительный период?

 

- Да, безусловно, это правильное наблюдение. Вкрапления и полосы серого – это плохо. Рваная режущая поверхность цикла дает такой эффект.

 

- Беговой объем в подготовительный период?

 

- От двух до двух с половиной тысяч километров.

 

- Объем на лыжах за сезон?

 

- Если считать бег и имитацию, то от тысячи до полутора тысяч километров.

 

- Соревновательный объем на лыжах за сезон?

 

- От трех до четырех тысяч километров.

 

- Сколько лет занимаетесь лыжными гонками?

 

- От четырёхсот до семисот километров.

 

- Были перерывы в занятии лыжным спортом (если да, сколько по времени и сколько раз)?

 

- Вообще, всю жизнь. Если же говорить о том, сколько лет я тренируюсь, то это где-то лет 25, с института.

 

- Как много делаете силовой работы?

 

- Абсолютных перерывов не было. Были годы, когда я тренировался очень немного, но тренировался постоянно.

 

- Пара ваших любимых силовых упражнений (как делаете, сколько делаете)?

 

- По-разному, бывают периоды, что достаточно много.

 

- А если серьезно?

 

- Очень рекомендую подтягивания обратным хватом. С точки зрения лыж абсолютно бессмысленное упражнение, но зато когда выйдете на пляж, то поймете, что смысл очень и очень серьезный. Также в этом плане очень хороша работа над прессом. Девушкам очень нравятся кубики на пузе.

 

- Делаете ли имитацию в подготовительный период?

 

- Например, передвижение только на руках или на ногах. Еще хочу попробовать на роллерах потаскать за собой баллон. Хотя боюсь, что в моем возрасте уже ничего не поможет.

 

- Делаете ли силовые упражнения в соревновательный период (в развивающем режиме или нет, уточните)?

 

- Да, конечно.

 

- Какие медицинские препараты принимайте в соревновательный период (для восстановления, пред стартом, для поддержания организма в период адаптаций, уточните)? Заранее спасибо, с уважением Батраченко Иван, Иркутск.

 

- Соревновательный период соревновательному периоду рознь. Когда начинаются марафоны и идут потом косяком каждую неделю, то там я уже не делаю никаких силовых упражнений. Если это обычные короткие старты, то я обычно делаю силовые упражнения, как в развивающем режиме, так и нет. Но только до того момента, когда начинаются марафоны, потому что тогда задача уже только восстановиться. Неделя – это очень мало, особенно в нашем возрасте.

 

Михаил Венедиктов (ven_z@pisem.net) , 18-12-2007 14:07
Артем, приветствую!
Интересуют такие вопросы:
- есть ли у тебя какая-нибудь определенная тактика на марафонах или ты всегда действуешь "по ситуации"?

 

- Конечно, кое-какие медицинские препараты я принимаю. Например, от неумеренных нагрузок в среднегорье начинает болеть сердце, тогда я легко могу сделать себе курс рибоксина, который здорово помогает. В периоды, когда много силовой работы, стараюсь принимать растительные анаболизаторы в основном на базе левзеи софраловидной. Обязательно поливитамины. При плохих условиях питания на сборах беру с собой белковые порошки, так как столовская пища бедна белками. Поэтому приходится принимать качковые белковые препараты для получения белков извне.

 

- Стараешься больше стартовать/ехать в своем темпе или терпеть и держаться в головке или за кем-то из более сильных соперников?

 

- Тактика одна: я очень плох на разгон, поэтому первую часть дистанции стараюсь не лезть вперед. Хотя были и случаи, когда по чисто тактическим соображениям надо было вылезти вперед. Скажем, в последнем Мурманске я намеренно на пятом километре вылез вперед, потому что там был нехороший поворот, в котором всегда случаются завалы, и его лучше проходить впереди, это раз. Кроме того, была слишком сильная компания (для меня), и я понимал, что если буду ехать сзади, то они просто вымотают меня рывками. А так я встал вперед и поехал в своем темпе. Другое дело, что они со мной совсем, наверное, отдыхали, но, по крайней мере, я проехал 15 километров впереди и вкатился, как мне положено. Поэтому и потом мне было гораздо проще.

 

- Какое примерно соотношение легких для тебя марафонов, где все складывалось удачно и тяжелых, где приходилось много терпеть или даже бороться с "капанием"?

 

- К сожалению, сейчас перестали существовать марафоны с раздельным стартом. На тех марафонах я всегда ехал, естественно, в своем темпе и всегда начинал очень тихо, зато потом наверстывал упущенное. В нынешних марафонах с общим стартом приходится терпеть и держаться за головку. Потому что, как правило, это дает более хороший результат, чем быстрое прохождение последней части дистанции.

 

- Пользуешься ли ты монитором сердечного ритма во время марафонов? Если да, то какой обычно средний/максимальный пульс во время марафонов и, если не сложно, точные показатели на 2-3 марафонах?
Спасибо и удачи!

 

- Про соотношение ничего не скажу, но замечу, что легкие марафоны удачными не бывают. Либо уж надо участвовать в совсем невысокого уровня соревнованиях. Обычно все легкие марафоны – это как раз очень далекие места. А все более-менее удачные марафоны – это очень тяжелая работа, мучения и страдания. Капать приходилось. Был случай, когда человек, который меня поил в Кандалакше, где я до шестидесятого километра ехал довольно хорошо, попоил меня, человека в трех минутах за мной, собрал рюкзак с термосами, поехал по трассе, догнал меня, обогнал и еще на финише меня встречал. Так что капать приходилось.

 

Алексей Жилин (a_z@mail15.com) , 20-12-2007 20:13
Еще вопрос. Наверное, помните, до появления графитосодержащего пластика использовался прозрачный. Доводилось сравнивать их? Есть погодные условия, когда прозрачный лучше?

 

- Монитором пользуюсь. На наиболее удачных марафонах средний пульс у меня доходил до 172 ударов в минуту при максимуме 178-18 Но наиболее стандартные цифры это 166-167 при максимуме 177.

 

- Спасибо большое, Артём, за то, что вы согласились ответить на вопросы наших читателей. Желаем вам успехов во всех начинаниях.

 

- Да, конечно, доводилось. Действительно очень редко, но бывает, что прозрачный пластик едет лучше. Погодные условия? У меня очень давно был Fischer с прозрачным пластиком. Он очень любил мороз и солнечную погоду. Однако при морозе со свежим снегом они просто вставали колом, как вкопанные. Был Atomic с прозрачной поверхностью, тот наоборот любил ледяную кашу. Ехал он хорошо редко, но зато когда ехал, то ехал просто чудовищно. На мой взгляд, лыжи с прозрачной скользящей поверхностью – это лыжи экстремальные, то есть едут они достаточно редко, но если едут, то могут ехать очень здорово.

 

С уважением, А. Онищенко.

 

- Спасибо сотрудникам сайта, которые столь приятно проинтервьюировали меня.
Желаю всем читателям сайта здоровья, всяческих (и не только спортивных) успехов и побольше снега, в том числе и летом.

 

 

Алексей Барышников "Мне нравится бегать марафоны". Рыбинск на безрыбье. Быть или не быть Олимпиаде в Сочи?... Кенмор, эстафеты золото, два серебра и бронза. "Пропавшие".

 

Главная >  Заметки  Автосервисы lifan в нижнем новгороде tssauto.ru.

0.0436
 
Яндекс.Метрика